Ученый спасский игорь дмитриевич чем стал знаменит. Спасский, игорь дмитриевич. Спасский Игорь Дмитриевич

Спасский Игорь Дмитриевич – советский и российский учёный, специалист в области организации проектирования и строительства подводных лодок, главный конструктор Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» Министерства судостроительной промышленности СССР, доктор технических наук.

Родился 2 августа 1926 года в городе Богородск (ныне – Ногинск) Московской области в семье служащего. Окончил в 1949 году паросиловой факультет Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского. С 1949 года - в Военно-Морском флоте СССР. С октября 1949 года служил на строящемся крейсере «Фрунзе» в городе Николаев. В 1950 году инженер-лейтенант И.Д.Спасский был откомандирован на работу в судостроительную промышленность с оставлением в кадрах ВМФ (уволен в запас в 1955 году по сокращению Вооружённых Сил в звании "старший лейтенант-инженер).

С 1950 года работал в СКБ-143 (ныне – ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), участвовал в создании опытной подводной лодки с парогазовой турбинной установкой. С 1953 года работал в Центральном КБ-18: инженер-конструктор, с 1954 - начальник сектора, с 1956 - заместитель главного конструктора атомной подводной лодки. С 1968 года – главным инженером, в 1974 году возглавил Ленинградское проектно-монтажное бюро «Рубин» (КБ-18; ныне – ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»), сначала как главный конструктор, а с 1983 года – генеральный конструктор. На этом посту он находился до конца 2006 года.

Основополагающий вклад И.Д.Спасского в создание морской составляющей ракетно-ядерного потенциала СССР и России, базирующейся на подводных лодках Военно-Морского Флота широко известен. Им разработан ряд фундаментальных принципов, обеспечивающих как высокую эффективность, так и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок; определён оптимальный объём автоматизации управления подводными лодками; разработаны принципиально новые технологические методы строительства подводных лодок, существенно снижающие сроки и стоимость их строительства и значительно повышающие их боевые характеристики. Вклад И.Д.Спасского в науку и технику реализовался в строительстве более двухсот подводных лодок, в том числе и в создании целого семейства самых малошумных и высокоэффективных дизель-электрических подводных лодок, завоевавших высочайшую репутацию на мировом рынке.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 января 1978 года главному конструктору Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» Спасскому Игорю Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В период с 1950 по 2006 год он участвовал в создании четырёх поколений подводных лодок. В общей сложности по его проектам построено 187 субмарин (91 дизель-электрическая и 96 ядерных), которые составляли и составляют ядро советского и российского флотов. Он был главой ЦКБ, разработавшего атомную подводную лодку К-141 «Курск», последнюю субмарину класса «Антей», поступившей на вооружение ВМФ России. 12 августа 2000 года на борту подводной лодки произошёл взрыв торпеды, и она затонула. Во время спасательной операции И.Д.Спасский контролировал работы по разрезанию и поднятию лодки.

И.Д.Спасский умело сочетал научно-организационную и общественную работу. Он был председателем диссертационного совета при ЦКБ МТ «Рубин», заместителем председателя научного совета по волновым процессам РАН, членом Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям в области науки и техники, членом комиссии Совета безопасности РФ. Он был научным руководителем сборника «История отечественного кораблестроения» в 5 томах и научно-исторического справочника «Русские подводные лодки» в 3 томах, членом главной редакции серии справочника «История создания и развития ОПК России и СССР (1900-1963)».

Избирался депутатом и членом Исполкома Ленинградского горсовета, народным депутатом СССР в 1989-1991 годах.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (6.04.1970, 23.01.1978), орденами Октябрьской Революции (1.08.1986), Трудового Красного Знамени (28.04.1963), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (2002), Почёта (29.12.2010), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (26.10.1955), Почётной грамотой Правительства РФ (2001).

Лауреат Ленинской премии (1965), Государственной премии СССР (1983) и РФ (2007). Награждён золотой медалью имени А.П.Александрова РАН (2013, за основополагающий вклад в развитие атомного флота России). Академик Академии наук СССР (1987). Доктор технических наук (1978). Профессор (1984). Член Межведомственного научного совета по судостроению Российской Академии наук. Почётный гражданин Санкт-Петербурга (22.05.2002).

С 1953 г. деятельность Игоря Спасского неразрывно связана с ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ "Рубин"). Участвуя в работах по созданию атомных подводных ракетоносцев первого и второго поколений, он прошел по всем ступеням конструкторских должностей от конструктора до главного инженера конструкторского бюро.

В 1974 г. Спасский возглавил Центральное конструкторское бюро "Рубин" сначала как главный, а с 1983 г. - как генеральный конструктор предприятия.

Спасский разработал ряд фундаментальных технических направлений, обеспечивающих эффективность и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок. Вклад Спасского в науку и технику реализован в строительстве почти 200 атомных и дизель-электрических подводных лодок различных проектов.

Позиция Спасского определила в свое время сохранение в составе ВМФ дизель-электрических подводных лодок и создание целого семейства малошумных и высокоэффективных ДЭПЛ, которые пользуются стабильным спросом на мировом рынке вооружений.

Под руководством Спасского узкоспециализированное конструкторское бюро превратилось в современное многопрофильное предприятие. При нем ЦКБ МТ "Рубин" начало проектировать морскую технику для освоения шельфа.

С 2007 г. Спасский отошел от административной работы и сосредоточился на проблемах создания передовой военно-морской техники. В настоящее время академик Спасский является научным руководителем работ по специальной тематике ОАО "ЦКБ МТ "Рубин".

Доктор технических наук (1978 г.), профессор (1984 г.), в 1987 г. Игорь Спасский стал действительным членом Академии наук (АН СССР - РАН).

Деятельность Спасского неразрывно связана с Санкт-Петербургом. При его самом непосредственном участии:

Воссозданы музей-квартира А.С.Пушкина и Литературное кафе (Вольф и Беранже),
- выполнен капитальный ремонт Николо-Богоявленского Морского собора,
- проведена реставрация храма Св. Василия Великого в Лодейном поле и церкви Иоанна Предтечи XII века в Старой Ладоге,
- созданы современные высококлассные международные деловые центры на Невском проспекте и Обводном канале; первый в России океанариум.

Петербург украсили музей-памятник "Подводная лодка "Д-2" - филиал ЦВММ, памятники "Слава Российскому флоту", "От "Дельфина" до "Тайфуна", разработкой проектов и созданием которых руководил Спасский. По его инициативе оказывается постоянная адресная помощь ряду культурных центров, детским, медицинским и спортивным учреждениям. Академик Игорь Спасский, член Общественного Совета города, удостоен высшего знака признания петербуржцев - звания "Почетный гражданин Санкт-Петербурга" (2002 г.).

Деятельность Спасского отмечена присуждением Ленинской премии (1965 г.), Государственной премии СССР (1983 г.), Государственной премии РФ (2007 г.), присвоением звания Героя Социалистического Труда (1978 г.). Он награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, "За заслуги перед Отечеством" II степени, "Знак Почета", медалями, многочисленными орденами и высшими знаками различных отраслевых и общественных организаций, Русской православной церкви.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

сайт рассказывает о главных проектах и достижениях генерального конструктора ЦКБ «Рубин» Игоря Спасского.

Армия и флот

«У России лишь два союзника: армия и флот», - говорил в XIX веке император Александр III. С тех пор мало что изменилось. Особое место в поддержании статуса великой державы принадлежит в России подводному флоту. Скрытые под толщей воды, под арктическими льдами, невидимые и неуловимые, обладающие огромной мощью оружия, подлодки наводят ужас на все страны мира. В 90-е годы одна подводная лодка класса «Акула» не позволяла силам НАТО посягать на наши границы. Моряки вспоминали, что, когда огромный и бесшумный атомный подводный крейсер выходил в автономное плавание, все армии мира буквально стояли на ушах. И хотя подводники тогда месяцами не получали зарплату, российские субмарины продолжали функционировать и выходить на боевые задания.

Атомный подводный крейсер стратегического назначения проекта «Борей» «Александр Невский» Фото: Commons.wikimedia.org

Создателем подводной мощи страны по праву считается ленинградский конструктор, многолетний глава ЦКБ «Рубин» Игорь Спасский. Под его руководством было построено около 200 субмарин. Он является вдохновителем и создателем многочисленных проектов в кораблестроении и в других областях науки и техники.

Игорь Дмитриевич Спасский родился 2 августа 1926 года в Ногинске. В 1949 году окончил паросиловой факультет Военно-морского инженерного училища им. Дзержинского, после этого короткое время был инженером на строящемся крейсере «Фрунзе». С 1950 года он участвовал в разработке подводных лодок. Мало кто знает, но поначалу военно-морской инженер Спасский был не очень рад перспективе проектирования субмарин.

«Я готовил себя к военной службе, но по постановлению ЦК КПСС меня распределили в конструкторское бюро. Когда узнал, что буду работать с подводными лодками, ужас взял. Незадолго до этого плавал на субмарине, спал за дизелем, а после выхода на землю оглох на трое суток. Тогда поклялся: с подводными лодками в жизни никогда не встречусь. Как говорится, не зарекайся», - говорил он.

Проявил характер

Спасский досконально изучил тонкости существующих тогда подводных лодок. Он на практике знал, что такое аварийное всплытие, погружение, до последнего винтика изучал эти сложнейшие инженерные сооружения. В начале профессиональной деятельности прошел на подводных кораблях более 40 тысяч километров.

С 1953 года Игорь Дмитриевич начал работать в старейшем конструкторском бюро страны «Рубин», тогда оно называлось ЦКБ-18. Талантливый ученый быстро заявил о себе. Поворотный момент в его карьере произошел в 50-е годы, когда новичку поручили доработать одну сложную установку на подводной лодке. Спасский с головой погрузился в работу и вдруг выяснил, что агрегат жутко неэффективный, изобилующий лишними деталями и элементами. Лейтенант не побоялся заявить об этом опытным конструкторам и предложить свой компактный вариант установки.

«Проявил характер, даже и не знаю, откуда он у меня взялся», - признавался годы спустя Игорь Дмитриевич. Сначала изобретатель получил нешуточный разнос, а потом коллеги посоветовались, съездили в Германию, где изготавливалась установка, и убедились, что Спасский прав. С этого момента карьера конструктора начала развиваться стремительно. Через несколько лет его назначили заместителем главного инженера, затем главным инженером. С 1974 года он стал работать главным конструктором, возглавляющим бюро.

Акула из стали

Игорь Спасский был генеральным конструктором и ведущим разработчиком таких атомных подводных крейсеров стратегического назначения, как «Кальмар», «Акула», «Дельфин», «Гранит», «Антей» и других. По его проектам спроектировано 187 субмарин, из них 91 дизель-электрическая и 96 ядерных.

Первый «кулак» подводного флота был создан уже в 60-х годах. Субмарины проекта «Навага» подорвали господство США на просторах океанов, а к середине 70-х «Мурены» окончательно закрепили паритет сверхдержав. Военные историки отмечают, что именно тогда стали возможными предметные переговоры между США и СССР по ограничению стратегических вооружений. Подлодки становились все бесшумнее и неуловимее. Известна шутка времен «холодной» войны, когда на американский авианосец вдруг поступил заказ доставить спагетти и пиццу с русской подводной лодки, которая опекала корабль уже много дней, ничем себя не обнаруживая.

Самая большая в мире стратегическая подводная лодка класса «Акула». Фото: Commons.wikimedia.org

Опытные подводники, которые долгие годы служили на подводных крейсерах, нередко признаются, что не понимают, как можно было придумать и воплотить в жизнь настолько сложные изобретения. И, несмотря на то, что над строительством подводных лодок работают сотни тысяч рабочих и инженеров со всей России, автор у этих уникальных машин один - Игорь Спасский.

«Надо ощущать, что долгое время люди в подводной лодке находятся в замкнутом пространстве, - говорит Игорь Дмитриевич. - До сих пор ищу пути, чтобы моряк чувствовал себя на субмарине комфортно».

И изобретателю это удалось. На подлодках проекта «Акула» есть бассейн, сауна, курилка и другие «излишки» для комфортного проведения моряками автономных походов. Но надо понимать, что «Акула» - это самый большой в мире атомный подводный крейсер. Его высота - выше девятиэтажного дома, а длина - 173 метра: два футбольных поля! Внутри находится два корпуса, спроектированные в виде катамарана. При этом махина практически бесшумна в воде, а значит, неуловима для вражеских радаров. «Акула» способна находиться в автономном плавании до 180 суток, и где она находится, не знает никто, кроме высшего руководства России. На ее борту 20 ядерных баллистических ракет, которые способны стереть с лица земли целый континент. Их боевая дальность - более 8 тысяч километров.

Не допустить войны

Сегодня на смену грозным гигантским «Акулам» пришли более современные ракетоносцы класса «Борей». И хотя этот проект разрабатывался под руководством нового генерального конструктора ЦКБ «Рубин» Владимира Здорнова, наработки Игоря Спасского были использованы в полной мере.

А ведь в 90-е годы конструкторское бюро в условиях рыночной экономики могло и вовсе исчезнуть, если бы не твердая рука Спасского. Все военные предприятия страны остались тогда без работы. Игорь Дмитриевич предложил смелое решение: разместить ракетное оружие на дизельных подводных лодках. В условиях приостановки строительства атомного подводного флота это решение позволило сохранить мощь российской армии. Чтобы сохранить бюро на плаву, Спасский расширил круг его деятельности. ЦКБ «Рубин» участвовал в создании нефтяных платформ, плавучего космодрома и других проектах.

Весь мир, затаив дыхание, наблюдал за сложнейшей операцией по подъему АПЛ «Курск». Фото: wikipedia.org / Загружено участником Schleming

Среди ключевых для Спасского событий, которые потребовали от него сосредоточения всех сил и способностей, особое место занимает подъем погибшего атомного крейсера «Курск». Операция по подъему АПЛ не имела аналогов в истории по сложности, объему работ и риску. Субмарина лежала на глубине 108 метров в Баренцевом море, где почти никогда не утихают шторма. Рассчитать силу подъема было чрезвычайно сложно, кроме того, 154-метровая лодка частично была погружена в грунт. «Курск» был успешно поднят, весь мир, затаив дыхание, наблюдал за этой сложнейшей операцией. Крушение любимого детища Спасского до сих пор отдается ему болью в сердце.

«Но «крылья» опускать нельзя, надо много работать, а главное - не лениться, - говорит 90-летний юбиляр. - Для меня Родина и государство - это основа основ. Военное воспитание дает понимание, что страну надо охранять и беречь. Однако допустить войны никак нельзя, потому что сегодня война - это конец на нашем «шарике».

Мы встретились с академиком, Героем социалистического труда, почетным гражданином Петербурга Игорем Спасским , накануне юбилея - сегодня, 2 августа, Игорю Дмитриевичу исполнилось 90 лет. Юбиляр пригласил нас в гости в Шалово – тихую деревеньку в 130 километрах от Северной столицы. Прежде чем начать разговор, хозяин проводит для нас экскурсию по участку. Зелень, цветы, яблони... На углу стоит миниатюрная кирпичная баня.

– Малогабаритная она только с виду, – загадочно говорит Игорь Дмитриевич и вставляет ключ в замок.

За дверью скрывается... целый банный комплекс! Здание разделено на три этажа, один из которых подземный. Там есть душевая, парилка, сауна, бассейн...

– Неужели после подводных лодок я не спроектирую себе достойную баню? – смеется ученый.

ТАЙНАЯ «РУКА» ИЗ МОСКВЫ

2 августа академику Спасскому исполнится 90 лет. Ученый, долгое время возглавлявший Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», является создателем около 200 советских и российских подводных лодок. Как атомных, так и дизельных.

– Ну, что вы... Я никогда не говорил и никогда не скажу, что я – «создатель той или иной подводной лодки». Заявить об этом мне не позволят моя культура и совесть. Подводная лодка – сооружение многодельное и сложное. Создать ее может только коллектив. Так что вы явно преувеличиваете мои заслуги, – скромничает академик.

Игорь Дмитриевич ушел с должности генерального конструктора ЦКБ МТ «Рубин» в 2006 году. Он руководил организацией 33 года. За это время у него накопилось больше двадцати неотгулянных отпусков - почти два года чистого времени!.

– Никогда не любил отпуска: после отдыха очень трудно входить в рабочий ритм. А так вкалываешь себе и вкалываешь... Так даже и легче, – говорит академик.

Игорь Спасский (справа) руководил конструкторским бюро более 30 лет. ФОТО: ЦКБ МТ "Рубин"

– Игорь Дмитриевич, большую часть своей жизни вы посвятили подводным лодкам. Как и многие конструкторы, вы наверняка заинтересовались субмаринами еще в детстве?..

– Отнюдь, ведь я жил в Советском союзе! Никто не спрашивал, какие у меня интересы и предпочтения... Я окончил «Дзержинку» и получил диплом инженера-механика. В 1949 году я попал на строящийся крейсер «Фрунзе ». Но прослужил там всего три месяца. В один прекрасный день к нам пришла телеграмма из столицы: «Просим откомандировать лейтенанта Спасского в Москву ». Командир крейсера вызвал меня и спросил: «Ты что, в Москве «руку» свою имеешь?!». Но я даже не понял, о чем он, – пожимает плечами Игорь Дмитриевич. – Из Москвы меня перенаправили в ленинградский «Рубин» (тогда он назывался ЦКБ-18). По образованию я был чистым надводником. Но жизнь решила свести меня с подводными лодками...

Кто был инициатором перевода в Ленинград , академик не знает до сих пор.

– Все есть случайность, – философски замечает он.

СПАСИБО ЕЛЬЦИНУ

По мнению Игоря Спасского, «Рубин» всегда был ведущим конструкторским бюро, проектирующим подводные лодки. При этом компания зарабатывала и зарабатывает на своем производстве. За это покойный губернатор Петербурга Анатолий Собчак называл Игоря Дмитриевича «Героем... капиталистического труда».

– Как вы познакомились с Собчаком?

– Очень просто. Когда нас с ним избрали народными депутатами СССР , то распределили в одну и ту же ячейку. Почему? Да потому что у нас фамилии с одной буквы! – объясняет Спасский. – Анатолий Александрович был очень сложным человеком. Я сразу понял, что с ним можно только начистоту. Но мы сработались, подружились.

Академик был на короткой ноге со многими известными политиками. Например, с первым президентом России Борисом Ельциным .

– Я искреннее благодарен Борису Николаевичу. Он первый руководитель государства, от которого я услышал заветную фразу: «Работайте так, как считаете нужным». Нас наконец-то выпустили за границу! Во время правления Ельцина я побывал в 28 странах, – вспоминает Игорь Дмитриевич. – Появилась хоть какая-то возможность раскрепоститься. Дело в том, что во времена СССР за нами очень жестко следили. Шаг влево, шаг вправо – расстрел. Все это было глупо... Ученые из разных стран должны контактировать друг с другом, какими бы секретными данными они ни обладали... Люди моего опыта и класса не сказали бы и слова лишнего, хоть ты нас железом каленым пытай. Наоборот, мы бы только тумана напустили...

– Есть что-то, чтобы бы вы хотели вернуть из советского прошлого?

– Безусловно. Это дух коллективизма. То, что мы практически утратили, потеряли, – отвечает академик. – Как бы там ни было, советских людей всегда тянуло к дружбе и взаимопомощи. А теперь... Мы стали жить по западной модели «я – индивидуум».


"Рубин" - ведущее конструкторское бюро. ФОТО: ЦКБ МТ "Рубин"

«БРАУНИНГ» НЕ ДЛЯ ПОДЛОДКИ

– На четверку с плюсом. Это высокая оценка, – говорит Спасский. – Россия , как и США , уже приступила к разработке подводных лодок пятого поколения. Это – грандиозная работа. Уже есть идеи и определенные разработки.

– Пятое поколение – это...

– Переход из поколения в поколение – что-то вроде процесса эволюции. Если какой-то «компонент» подлодки устаревает, то его заменяют чем-то новым, – начинает Игорь Дмитриевич. – Если объяснять на пальцах, то подводная лодка есть... подводная лодка. Корпус – это корпус. Тут что-либо поменять уже очень сложно. Но все зависит от «начинки» – механизмов, электронных систем, оборудования связи. Постепенно увеличивается глубина погружения, скорость... Сейчас вот материаловеды трудятся над разработкой высокопрочной стали. Усовершенствуется и оружие – его дальность, сила взрывных элементов. Пистолет «Браунинг» на подлодку не установишь – нужно что-нибудь эдакое! Тут работы еще на долгие и долгие годы, но лично я ожидаю сильный прирост качества уже в этом десятилетии.

– Вы сами часто плавали на подводных лодках?

– Приходилось... Да я и рад был. Я наплавал около 40 тысяч километров – экватор земного шара. Кстати! Я заметил такую вещь: экипаж подводной лодки очень сплочен. Как будто бы все – родственники, – считает экс-глава ЦКБ «Рубин». – Понимаете, конструкторы разрабатывали подводные лодки и были первыми, кто их тестирует. Это абсолютно нормальная практика. Субмарина – это несколько тысяч связанных элементов. Все надо как следует проверить. Я считаю себя ответственным за личный состав каждой подводной лодки, спроектированной под моим руководством. Непроверенных вещей для экипажа я старался не оставлять. Не дай бог что...

«КУРСК» МОГ РАЗВАЛИТЬСЯ

Трагедия случилась 12 августа 2000 года. Атомная подлодка «Курск » затонула в Баренцевом море из-за взрыва двух торпед. Погибло 118 человек. АПЛ класса «Антей» была спроектирована ЦКБ МТ «Рубин», когда Игорь Спасский был генеральным конструктором бюро.

– Вы вспоминаете об этой катастрофе?

– Каждая подводная лодка – это судьба (на минуту задумывается ). Судьба многих человек – отцов и мужей, детей и друзей. Произошедшее с «Курском» – это память на всю жизнь, рана на сердце все еще свежа, – признается Игорь Дмитриевич. – Так что вспоминаю.

В августе 2000 года академик Спасский несколько раз встречался с президентом России Владимиром Путиным в Кремле. Речь шла о возможности проведения судоподъемной операции.

– Одно из экстренных совещаний прошло в два часа ночи. Президент спросил меня, нужно ли поднимать «Курск». Я ответил: «Безусловно». Владимир Владимирович поднял вверх указательный палец, посмотрел мне в глаза и твердым голосом сказал: «Тогда вы и поднимайте». Стопроцентного результата я гарантировать не мог, но выполнить задачу пообещал, – вспоминает Игорь Дмитриевич.

Мужик сказал – мужик сделал. «Курск» был поднят в 2001 году. Операцией руководил Спасский.

– Больше всего я волновался из-за того, как подводная лодка оторвется от дна. В этот момент «Курск» мог развалиться, и тогда все наши старания пошли бы насмарку. Мы с Мишей (вице-адмиралом Барсковым , – прим. авт. ) следили за этим, затаив дыхание... К счастью, отрыв получился мягким, а за дальнейший ход операции мы и не беспокоились, – рассказывает академик. – Жалко, Миша два года назад скончался...

О ЛИЧНОМ

– Настроение у меня всегда хорошее. Хоть перед юбилеем, хоть в любой другой день, – делится Игорь Дмитриевич.

Академик Спасский известен не только своими разработками, но и благотворительностью. При его участии был выполнен капитальный ремонт Николо-Богоявленского Морского собора, проведена реставрация храма Св. Василия Великого в Лодейном поле и церкви Иоанна Предтечи XII в Старой Ладоге ... За филантропическую деятельность РПЦ наградила ученого орденом святого благоверного князя Даниила Московского.

– В Бога я... не верю. Отец пытался затащить меня в церковь, но я так и не проникся всем этим, – признается академик. – Однако вере я по мере сил и возможностей помогаю. Зачем?.. Потому что это нужно людям.

– Игорь Дмитриевич, вы следите за тем, что происходит в мире? Везде льется кровь...

– Слежу. Мне кажется, последний год должен открыть глаза руководителям многих стран. Если они не изменят свою политику и не прекратят заниматься ерундой, то грош им всем цена, – говорит ученый. – Вместо того чтобы оказывать давление на Россию, я бы посоветовал им навести порядок у себя на границах. Но пока что конца всему этому безумию я не вижу...

СПРАВКА «КП»

Игорь Спасский родился 2 августа 1926 года в Ногинске (Московская губерния). Участвовать в разработке подводных лодок Игорь Дмитриевич начал в 1950 году. В ЦКБ «Рубин» он прошел путь от простого инженера до генерального конструктора. Изобретенные им методы строительства субмарин не только снизили сроки и стоимость их возведения, но и значительно повысили их боевые характеристики.

x HTML-код

"Комсомолка" побывала в гостях у академика Спасского. Александр ГЛУЗ, Анатолий ЗАЙОНЧКОВСКИЙ

Спасский Игорь Дмитриевич – советский российский учёный, специалист в области организации проектирования и строительства подводных лодок, главный конструктор Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» Министерства судостроительной промышленности СССР, доктор технических наук.

Родился 2 августа 1926 года в городе Богородск (ныне – Ногинск) Московской области в семье служащего. Русский.

Окончил в 1949 году паросиловой факультет Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского. С 1949 года - в Военно-Морском флоте СССР. С октября 1949 года служил на строящемся крейсере «Фрунзе» в городе Николаев. В 1950 году инженер-лейтенант И.Д.Спасский был откомандирован на работу в судостроительную промышленность с оставлением в кадрах ВМФ (уволен в запас в 1955 году по сокращению Вооружённых Сил в звании "старший лейтенант-инженер).

С 1950 года работал в СКБ-143 (ныне – ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), участвовал в создании опытной подводной лодки с парогазовой турбинной установкой. С 1953 года работал в Центральном КБ-18: инженер-конструктор, с 1954 - начальник сектора, с 1956 - заместитель главного конструктора атомной подводной лодки. С 1968 года – главным инженером, в 1974 году возглавил Ленинградское проектно-монтажное бюро «Рубин» (КБ-18; ныне – ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»), сначала как главный конструктор, а с 1983 года – генеральный конструктор. На этом посту он находился до конца 2006 года.

Основополагающий вклад И.Д.Спасского в создание морской составляющей ракетно-ядерного потенциала СССР и России, базирующейся на подводных лодках Военно-Морского Флота широко известен. Им разработан ряд фундаментальных принципов, обеспечивающих как высокую эффективность, так и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок; определён оптимальный объём автоматизации управления подводными лодками; разработаны принципиально новые технологические методы строительства подводных лодок, существенно снижающие сроки и стоимость их строительства и значительно повышающие их боевые характеристики. Вклад И.Д.Спасского в науку и технику реализовался в строительстве более двухсот подводных лодок, в том числе и в создании целого семейства самых малошумных и высокоэффективных дизель-электрических подводных лодок, завоевавших высочайшую репутацию на мировом рынке.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 января 1978 года главному конструктору Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» Спасскому Игорю Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В период с 1950 по 2006 год он участвовал в создании четырёх поколений подводных лодок. В общей сложности по его проектам построено 187 субмарин (91 дизель-электрическая и 96 ядерных), которые составляли и составляют ядро советского и российского флотов. Он был главой ЦКБ, разработавшего атомную подводную лодку К-141 «Курск», последнюю субмарину класса «Антей», поступившей на вооружение ВМФ России. 12 августа 2000 года на борту подводной лодки произошёл взрыв торпеды, и она затонула. Большая часть экипажа погибла во время взрыва, но некоторые моряки выжили и прожили ещё несколько дней в девятом, хвостовом отсеке корабля. Спасательные работы потерпели неудачу. К тому моменту, когда спасатели добрались до отсека, моряки уже были давно мертвы. Во время спасательной операции И.Д.Спасский контролировал работы по разрезанию и поднятию лодки.

И.Д.Спасский умело сочетал научно-организационную и общественную работу. Он был председателем диссертационного совета при ЦКБ МТ «Рубин», заместителем председателя научного совета по волновым процессам РАН, членом Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям в области науки и техники, членом комиссии Совета безопасности РФ. Он был научным руководителем сборника «История отечественного кораблестроения» в 5 томах и научно-исторического справочника «Русские подводные лодки» в 3 томах, членом главной редакции серии справочника «История создания и развития ОПК России и СССР (1900-1963)».

Избирался депутатом и членом Исполкома Ленинградского горсовета, народным депутатом СССР в 1989-1991 годах.

Живёт в Санкт-Петербурге.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (6.04.1970, 23.01.1978), орденами Октябрьской Революции (1.08.1986), Трудового Красного Знамени (28.04.1963), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 2-й (2002) и 3-й степени, Почёта (29.12.2010), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (26.10.1955), Почётной грамотой Правительства РФ (2001).

Лауреат Ленинской премии (1965), Государственной премии СССР (1983) и РФ (2007). Награждён золотой медалью имени А.П.Александрова РАН (2013, за основополагающий вклад в развитие атомного флота России).

Академик Академии наук СССР (1987). Доктор технических наук (1978). Профессор (1984). Член Межведомственного научного совета по судостроению Российской Академии наук.

Народный депутат СССР (1989-1991).

Почётный гражданин Санкт-Петербурга (22.05.2002).

Сочинения:
«Пять красок времени» (2001).