Проблемы на рынке молодых специалистов. Основные проблемы рынка труда молодых специалистов в российской федерации. Рынок труда и профессий для молодых специалистов

Попов Андрей Васильевич , младший научный сотрудник, Институт социально-экономического развития территорий РАН, г. Вологда, Россия

A Young Professional on the Labor Market: Labor Demand and Education Quality (Evidence from Vologda Region)

Территория

Год

2014 г .
к 2000 г., %

2000

2005

2010

2014

Российская Федерация

37,2

41,9

42,4

40,3

108,3

Северо-Западный федеральный округ

34,9

40,6

41,5

36,7

105,2

г. Санкт-Петербург

30,2

35,6

40,3

43,7

144,7

Калининградская область

28,3

36,9

32,1

33,5

118,4

Республика Карелия

37,3

39,5

37,0

34,0

91,2

Вологодская область

38,6

36,5

37,9

32,7

84,7

Новгородская область

37,6

33,5

39,1

30,2

80,3

Псковская область

35,2

42,9

35,3

38,3

108,8

Республика Коми

30,3

44,3

52,4

39,2

129,4

Ленинградская область

41,3

38,5

41,5

38,7

93,7

Мурманская область

34,3

49,9

48,6

33,5

97,7

Архангельская область

40,1

43,6

46,6

36,9

92,0

Рисунок 1. Уровень безработицы в Вологодской области по возрастным группам, %

Примечание: цвет 1 – превышение собственных трудовых ресурсов над потребностями района; цвет 2 – текущая и перспективная потребность в трудовых ресурсах закрывается за счет граждан пенсионного возраста; цвет 3 – в среднесрочной перспективе возможно появление кадрового голода

Рисунок 2. Картографическая схема обеспеченности трудовыми ресурсами муниципалитетов Вологодской области

Характеристики отбора

Согласно опросу, при приеме на работу работодатели в первую очередь обращают внимание на такие аспекты, как: стаж работы (56%), соответствие полученного соискателем образования требованиям профессии (55%), рекомендации с прежнего места работы (48%). Семейное положение, наличие или отсутствие детей, а также внешний вид не играют значительной роли при трудоустройстве (таблица 2) .

Сложившаяся практика отбора соискателей привела к тому, что потребность в молодых работниках достаточно умеренная (таблица 3) . Дефицит испытывают лишь 13% хозяйствующих субъектов. В этом смысле выделяется Кирилловский район, где наблюдается острая потребность в молодых кадрах среди 38 % организаций. Умеренная потребность выявлена у 55 % предприятий Сямженского района. В остальных районах большинство организаций отметило, что незначительно нуждаются в притоке молодых специалистов.


Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «При приеме на работу в первую очередь вы обращаете внимание на...?», в %

Вариант ответа

Район

Среднее

Кирилловский

Сямженский

Харовский

Грязовецкий

Вытегорский

Стаж работы

48,4

33,3

51,5

52,1

74,1

55,6

Соответствие полученного соискателем образования требованиям профессии

45,2

61,9

57,6

61,6

46,6

54,6

51,6

47,6

63,6

46,6

39,7

48,1

Наличие высшего образования

29,0

28,6

12,1

24,7

12,1

20,4

Состояние здоровья

23,8

42,4

16,4

12,1

19,0

Наличие сертификатов, свидетельств и иных документов, подтверждающих наличие дополнительного образования

14,3

12,1

19,2

24,1

17,6

Возраст

29,0

23,8

11,0

20,7

17,1

Внешний вид, обаятельность

15,5

Наличие / отсутствие детей (у женщин)

Семейное положение (замужем/женат, не замужем / холост)

Другое

Источник: составлено автором

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос «Насколько сильно Ваша организация нуждается в молодых работниках (до 30 лет)?», в %

Вариант ответа

Район

Среднее

Кирилловский

Сямженский

Харовский

Грязовецкий

Организация испытывает дефицит молодых работников

37,9

18,2

12,4

Наблюдается умеренная потребность

24,1

55,0

18,2

34,3

24,1

29,5

Потребность организации в молодых кадрах незначительна

27,6

30,0

27,3

41,4

41,4

36,2

Затрудняюсь ответить

10,3

10,0

36,4

18,6

27,6

21,9

Источник: составлено автором

При отборе молодых сотрудников работодатели в первую очередь обращают внимание на такие качественные характеристики, как: профессиональная компетентность (44%), развитые личные и деловые качества (28%), наличие опыта работы по специальности (23%), знание специфики деятельности организации (21%) и базовый уровень компьютерной грамотности (16 %; рисунок 3 ). Наличие опыта исследовательской работы, знание иностранных языков, уровень успеваемости в учебных заведениях и наличие диплома престижного учебного заведения не играют особой роли (1–3 %).


Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос «Оцените, пожалуйста, важность различных критериев при отборе молодых работников (до 30 лет) для вашей организации?», вариант ответа «очень важно», в %

Источник: составлено автором

Одной из возможных причин отсутствия активного спроса на молодых специалистов является невысокий уровень профессиональной подготовки – данную проблему неоднократно подтверждали многие исследования (Бондаренко, 2005; Воробьева, Чащин, Минеева, 2008; Нечаева, Вакуленко, 2015; Никулина, 2011) . Рассмотрим оценки работодателями качества подготовки молодых кадров, принятых ими на работу.

По оценкам работодателей, качество подготовки молодых работников на момент их трудоустройства находится на достаточно высоком уровне (таблица 4) . Наиболее развитыми являются навыки работы в коллективе (3,7 балла из 5 возможных), умение переучиваться, готовность к повышению профессионального уровня и дисциплинированность (3,6 балла), а наименее – базовая компьютерная грамотность, а также инициативность и творческий подход к работе (3,2 балла). В территориальном отношении мнения работодателей имеют некоторые различия. Так, в Кирилловском районе более высоко оцениваются уровень культуры и дисциплинированность, в Сямженском и Грязовецком районах – умение работать в коллективе и умение переучиваться, в Вытегорском и Харовском – дисциплинированность и навыки работы в коллективе.

Таблица 4

Качество подготовки молодых работников на момент их трудоустройства, баллов

Вариант ответа

Район

Среднее

Кирилловский

Сямженский

Харовский

Грязовецкий

Вытегорский

Умение работать в коллективе, навыки общения и взаимопонимания

Дисциплинированность, исполнительность

Умение переучиваться, готовность к повышению профессионального уровня

Общеобразовательные навыки (грамматические, математические и т.д.)

Уровень общей культуры

Базовые профессиональные навыки, необходимые для работы на данной должности

Базовая компьютерная грамотность, навыки использования программного обеспечения

Инициативность, творческий подход

Источник: составлено автором

Наиболее высоким качеством подготовки обладают молодые работники, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, причем с повышением уровня образования, по мнению работодателей, повышается и качество подготовки выпускников (таблица 5 ) . Исключением является Кирилловский район, где была отмечена обратная тенденция: существенно выше оценки качества подготовки молодых специалистов со средним и начальным профессиональным образованием, нежели с высшим.

Таблица 5

Качество подготовки молодых работников зависимости
от уровня их образования, баллов

Вариант ответа

Район

Среднее

Кирилловский

Сямженский

Харовский

Грязовецкий

Вытегорский

Начальное профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование

Источник: составлено автором

Как показывает практика, иногда работодатели сталкиваются с проблемой несоответствия квалификации выпускников выполняемой ими работе (Антропов, 2013; Глотова, 2014; Кязимов, 2013; Никулина, 2011) . Причем чаще профессиональная подготовленность оказывается ниже, чем требуется, гораздо реже встречается проблема «сверхобразованности».

Так как в целом работодатели качество подготовки молодых работников оценивают достаточно высоко, то и их квалификация, по их мнению, чаще всего соответствует требованиям, предъявляемым рабочими местами (таблица 6 ) .

Однако вызывает опасение высокая доля тех, чья подготовка ниже необходимого минимума. Данный факт был отмечен в 22 % хозяйствующих субъектов. Подобная ситуация в наибольшей степени характерна для Харовского района (67 %), а наименее – для Кирилловского (6%).


Таблица 6

Распределение ответов на вопрос: «В какой мере квалификация (подготовка) молодых работников соответствует выполняемой ими работе?», в %

Вариант ответа

Район

Среднее

Кирилловский

Сямженский

Харовский

Грязовецкий

Вытегорский

Выше, чем требует работа, могут выполнять и более квалифицированную работу

11,8

Соответствует требованиям, предъявляемым работой (чтобы выполнять более квалифицированную работу им нужно подучиться)

64,7

66,7

33,3

65,5

73,2

65,0

Ниже, чем это требуется для выполнения работы

20,0

66,7

22,4

17,1

22,4

Затрудняюсь ответить

17,6

Источник: составлено автором

Перечень причин несоответствия профессиональных навыков молодых работников требованиям рабочих мест достаточно разнообразный (таблица 7 ) . Основным источником является отсутствие необходимого опыта работы (51 %). Существенное влияние оказывают также недостаточная мотивация к качественному выполнению должностных обязанностей (21 %), низкий уровень профессиональной подготовки (17 %) и трудовой дисциплины (12 %). Причем в разрезе районов работодатели в целом дали довольно схожие оценки причинам несоответствия квалификации требованиям рабочих мест.

В конечном итоге, производительность труда молодых работников находится на среднем уровне (таблица 8 ) . Такого мнения придерживаются более 80 % работодателей. Наиболее высокие оценки производительности труда молодых специалистов отмечены в Грязовецком и Кирилловском районах (16 и 12 % соответственно), самые низкие – в Харовском районе, где 17 % респондентов охарактеризовали ее как низкую.


Таблица 7

Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, каковы основные причины несоответствия профессиональных навыков молодых работников требованиям рабочих мест?», в %

Вариант ответа

Район

Среднее

Кирилловский

Сямженский

Харовский

Грязовецкий

Вытегорский

Отсутствие необходимого опыта работы (незначительный трудовой стаж)

32,3

52,4

30,3

56,2

63,8

50,5

Недостаточная мотивация к качественному выполнению должностных обязанностей

16,1

28,6

18,2

26,0

15,5

20,8

Низкий уровень профессиональной подготовки в образовательной организации

14,3

12,1

24,7

13,8

16,7

Низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины

12,9

14,3

15,2

13,7

12,0

Низкий уровень коммуникативных навыков

11,0

Неумение осваивать новые технологии

Низкий уровень организации работы и освоения методов управления

Затрудняюсь ответить

19,4

Другое

1 Исследование содержит:

· Общую динамику рынка труда для молодых специалистов;

· структуру спроса на специалистов по профессиональным сферам;

· структуру спроса на специалистов по типу образования;

· анализ зарплат наиболее популярных профессий в исследуемой сфере;

· анализ дефицитности наиболее востребованных профессий исследуемой сферы;

· портрет молодого соискателя;

· анализ понятия "успешная карьера" для молодого специалиста.

Основные выводы:

· наиболее востребованным у молодых специалистов является экономическое образование;

· самым упоминаемым вузом является МГУ им. Ломоносова и МГТУ им. Н. Э. Баумана;

· уровень зарплат в исследуемой сфере наиболее чувствителен к изменениям в экономике. Например, зарплата ассистента отдела в 1 квартале 2008 года составила почти 33 тыс. руб., в 1 квартале 2009 года - около 28 тыс. руб., а в 1 квартале 2010 года - всего 26 тыс. руб. В настоящее время доход этого специалиста немного вырос и практически достиг 30 тыс. руб.

· младшие программисты являются самыми дефицитными для работодателя. На одну вакансию приходится порядка 1-2 человек;

· PR-менеджер, фотограф и дизайнер - самые модные профессии, по мнению студентов;

· больше всего студентов через 5 лет видят себя специалистами в одной из крупных компаний;

· комфортные условия труда и материальный достаток - главные синонимы "успешной карьеры";

· основным способом построения успешной карьеры студенты считают подработки и хорошую учебу;

· ради успешной карьеры студенты готовы пожертвовать только свободным временем.

32. Понятие мобильности рабочей силы

Степень готовности работников переезжать из одного региона страны в другой, менять один вид занятий на другой

Переход к рыночной экономике внёс свои коррективы и обострил процессы, происходящие в общественной жизни страны. Социальная структура не является застывшей, в ней постоянно происходят различные перемещения, свидетельствующие о мобильности общества. Мобильность обусловлена прежде всего потребностями экономики в труде определённого содержания и места приложения, а также способностью и готовностью личности к изменениям в существенных характеристиках труда .

Социальная мобильность – понятие широкое и разноуровневое, которое подразумевает изменения индивидом или социальной группой места, занимаемого в социальной структуре общества, профессиональной принадлежности и места проживания.

Мобильность может быть подразделена на два основных вида: социально-профессиональную мобильность, т.е. процесс изменения под воздействием различных причин содержания трудовой деятельности, и территориальную мобильность, т.е. миграцию, в основе которой лежит пространственное перемещение трудоспособного населения. Социально-профессиональная мобильность в значительной степени связана с текучестью кадров. Территориальная мобильность рабочей силы и степень её интенсивности обусловливается влиянием различных факторов, среди которых следует выделить следующие: связанные с информированностью о вакантных рабочих местах; связанные с квалификацией и возможностями адаптации на новом рабочем месте; связанные с положением работника на старом рабочем месте и возможностями его улучшения на новом.



33. Территориальная (географическая) мобильность рабочей силы

Территориальная мобильность, или миграция, представляет собой перемещение населения (мигрантов) через границы территории (страны, региона и т.д.), связанное с переменой места жительства и места работы. В настоящее время широкое распространение получила следующая классификация видов миграции.

1. По признаку пространственного перемещения различают внутреннюю и внешнюю миграцию. Внутренняя миграция населения – передвижение мигрантов в пределах страны из одной административно-территориальной ее единицы в другую.

Внешняя (международная) миграция – передвижение мигрантов, связанное с пересечением государственной границы. В этом случае субъектами миграции являются эмигранты , т.е. лица, выезжающие в другую страну на постоянное или временное проживание, и иммигранты – лица, въезжающие в страну на постоянное или временное проживание.

2. В зависимости от времени пребывания на территории другой страны различают постоянную, временную и маятниковую миграцию. Постоянная (долгосрочная) миграция представляет собой безвозвратную миграцию. Временная (краткосрочная) миграция связана с текущими проблемами мигрантов без смены гражданства и постоянного места жительства.

Маятниковая миграция – вид миграции, представляющий собой передвижение работающих к месту работы из одного региона в другой и обратно к месту своего жительства в случае, если срок отсутствия лица на постоянном месте жительства составляет менее одной недели.

3. По способу организации выделяют организованную и стихийную миграцию. Организованная миграция осуществляется с помощью государственных или общественных органов либо предприятий. Стихийная (самостоятельная, или неорганизованная) миграция осуществляется силами и средствами самих мигрантов. С позиций принятых в стране норм действующего законодательства можно выделить легальную и нелегальную миграцию. Легальная (законная) миграция осуществляется в рамках закона. Нелегальная (незаконная) миграция – это миграция, осуществляемая с нарушением законодательства, не оформленная соответствующими документами. К субъектам незаконной миграции относятся иностранцы, въезжающие в страну (граждане, выезжающие из страны) с нарушением установленных правил и пытающиеся использовать ее территорию для въезда в третьи страны. Кроме того, к этой категории относятся лица, прибывающие в страну для ведения нелегальной профессиональной деятельности, в том числе незаконного характера, включая торговлю оружием и наркотиками, переправку рабочей силы за рубеж.

4. По характеру перемещения различают добровольную и вынужденную миграцию. Добровольная миграция осуществляется по желанию мигранта. В отличие от нее вынужденная миграция обусловлена причинами, не зависящими от желания мигранта. Например, причинами могут служить различные конфликты (вооруженные, межнациональные), а также сложившиеся политические и социально-экономические условия.

Современные миграционные процессы в России носят чрезвычайно разнонаправленный характер, но в совокупности негативно воздействуют на национальный рынок труда. Во многом это связано с отсутствием продуманной миграционной политики. Государственные меры по регулированию миграции чаще представляют собой разрозненные действия, не объединенные общей целью и обычно носящие «пожарный» характер. Органы государственной власти России сегодня не влияют на формирование миграционных потоков, и начинают вмешиваться в процесс миграции, когда массовые переселения людей вступают в противоречие с действиями государства.

34. Сальдо миграции

Сальдо миграции – разность между числом прибывших и выбывших называют миграционным приростом, сальдо миграции и нетто-миграцией. Если имеется информация о естественном приросте (убыли) населения и общем приросте населения (сравнительно точные сведения о нём можно получить лишь для межпереписного периода), то миграционный прирост находится как разность между общим и естественным приростами. В 1991-2000 гг. сальдо внешней миграции превысило 3.3 млн. человек, что компенсировало примерно 45% естественной убыли. В дальнейшем значение миграции в демографической динамике страны резко упало. За два года нового тысячелетия (2001-2002 гг.) миграционное сальдо составило 150 тыс. человек, т.е. оказалось меньше 7% естественной убыли населения в этот период. Эти данные относятся ко всему населению: городскому и сельскому. Отдельно по городской и сельской местностям демографическая динамика может меняться не только в результате воспроизводства и миграции населения, но и вследствие, преобразования сельских населенных пунктов в городские (было в основном в советские годы) и городских – в сельские. В этом случае удобно было бы влияние на динамику населения миграции и преобразований населенных пунктов называть механическим приростом, термином, который ещё недавно широко использовался в статистической практике.

Различные типы миграции включают:

§ сезонную миграцию туристов и сельскохозяйственных рабочих;

§ миграцию из сельской местности в города, происходящую в развивающихся странах в процессе индустриализации (урбанизация);

§ миграцию из городов в сельскую местность, более распространенную в развитых странах (рурализация);

§ кочевничество и паломничество, временную и долгосрочную, маятниковую, приграничную или транзитную

Классификация по формам:

§ общественно организованное, неорганизованное

Классификация по причинам:

§ экономическая, социальная, культурная, политическая, военная

Классификация по стадиям:

§ принятие решений, территориальное перемещение, адаптация

35. Межфирменная и внутрифирменная мобильность труда

Межфирменная мобильность – это перемещение работников меду отраслями, предприятиями и внутри предприятия, обусловленное развитием и размещением производительных сил, спросом и предложением труда.
В совершенной конкурентной отрасли спрос на труд не является простой суммой спроса для отдельных фирм. Входящую в данную отрасль. Увеличение масштабов занятости при снижении уровня заработной платы ведет к увеличению совокупного выпуска продукции. Последнее обстоятельство влечет за собой снижение уровня цен выпуска, который вначале предполагался фирмами постоянным (фиксированным). В результате окажется. Что занятость будет чрезмерной, увеличение занятости перестает быть прибыльным делом как представлялось выше. Поэтому часть рабочей силы будет уволена.
Межфирменная трудовая мобильность, ее масштабы и интенсивность, а также структура трудовой мобильности могут рассматриваться как своеобразные индикаторы состояния и функционирования внутренних рынков труда предприятий. В свою очередь, информация о состоянии внешних по отношению к фирме рынков труда влияет на принятие, как фирмой, так и индивидом, решений о найме или увольнениях, эффективных ставках заработной платы.
Взаимосвязь меж – и внутрифирменной трудовой мобильности, сопряженность функционирования внутрифирменных и «внешних» по отношению к фирме рынков труда, требуют рассмотрения особенностей функционирования внутрифирменных рынков труда, в частности, выявления факторов, определяющих масштабы, интенсивность и направления внутрифирменной трудовой мобильности, определения типов трудовых перемещений, оценке степени влияния продвижений работников на изменения в заработных платах.
Концепция внутрифирменных рынков труда получила развитие с начала 1970-х годов, когда внимание исследователей в области экономики труда было привлечено к существованию институциональных структур, определяющих особенности политики занятости внутри фирм и свидетельствующих о наличии принципиальных различий в формировании цен на труд внутри фирм по сравнению с внешними рынками труда.

Внутрифирменные рынки труда - это система организации трудовых отношений, в рамках которой механизм установления заработной платы и распределения трудовых ресурсов определяется в значительной степени административными правилами и процедурами.

Ключевыми характеристиками внутренних рынков труда являются: долгосрочный характер взаимоотношений между работодателями и работниками; ограниченный набор нового персонала и защита от внешних рынков труда; продвижение, основанное на результатах деятельности и возможности сделать карьеру внутри фирмы; зависимость заработной платы от изменения внутрифирменного статуса работника, вызванного тем или иным типом перемещений во внутрифирменной иерархии и сопровождаемого сменой рабочего места (должности), в связи с чем продвижения являются необходимыми для того, чтобы обеспечить устойчивый рост заработной платы; важность административной политики в определении заработной платы.

36. Издержки и выгоды трудовой миграции на национальном и мировом уровнях

Нравится это кому-то или нет, но почти вся история человечества – это история миграции, в том числе, и трудовой. Это и понятно. Население, природные ресурсы распределяются по планете неравномерно. Где-то больше одного, где-то другого. Со временем и человеческие, и природные ресурсы имеют обыкновение численно и качественно изменяться, в целях выживания появляется потребность изменить статус-кво. Одни нации и государства усиливаются, другие ослабевают и теряют способность контролировать свою территорию. И тогда все существующие договоренности и государственные границы превращаются в легко преодолимые условности.

Так было на протяжении многих веков. Вроде бы ныне человечество научилось жить цивилизованнее, миграция приобрела более мирный характер, но это не уменьшило число проблем, с ней связанных. Помнится, в начале девяностых годов наиболее ретивые сторонники роспуска Советского Союза взывали: пора России пожить для себя, хватит работать на интересы национальных окраин, сейчас разделимся, закроем национальные границы и будем существовать почти мононациональным государством. Чем это окончилось, знает каждый. Порой идешь по «мононациональному» городу и забываешь, где находишься. Может быть, в Бишкеке, Душанбе или на Кавказе? Особенно характерно это для столицы и Московской области. Хорошо это или плохо?

С точки зрения системного подхода, миграция – это взаимная диффузия двух или более разнородных систем. Всегда ли она вредна? Тут напрашивается аналогия с человеческим организмом. Кишечная палочка – тоже инородная для него среда, но попробуйте убрать ее целиком. Что произойдет? Гибель человека. С другой стороны, что сделается, если запустить в организм непотребное количество, скажем, дизентерийной палочки? Тяжелая болезнь или опять же гибель. Аналогично с общественным организмом: одно дело, когда в него вливаются полезные или даже необходимые структуры, и совсем другие последствия от вторжения агрессивных чуждых элементов.

Кто же должен определять, что для общества полезно, а что вредно? Какая структура заменит иммунную систему организма? Разумеется, основная нагрузка в этом жизненно важном деле ложится на государственную власть. Каким же образом она осуществляет эти сравнительно новые для нее функции? Что получается в нашем регионе, а где пока неразрешимые проблемы? Разговор на эту тему состоялся в Главном управлении по труду и социальным вопросам Московской области. Речь шла, в первую очередь, о проблемах трудовой миграции. В беседе участвовали начальник Главного управления Виктор Рушев, его первый заместитель Владимир Стрелков, заведующая отделом программ и государственного заказа Ирина Камальдинова и заведующая отделом трудовых ресурсов Елена Теплоухова. И вот какая интересная картина вырисовалась.

Разумеется, прежде чем оценивать полезность или вредность трудовой миграции для области, исходящие от нее выгоды и издержки, необходимо определиться с состоянием трудовых ресурсов в регионе, понять, чего же мы хотим. А положение складывается уникальное. Во-первых, на фоне общей высокой динамичности развития экономики страны Московская область прочно удерживает место в тройке лидеров по данному параметру. Сюда текут значительные инвестиции, здесь крутятся большие средства… Кстати, мы все время говорим об инвестициях. Они – условие необходимое для развития, но далеко не достаточное. Ведь сами денежные купюры ничего не построят, ничего не создадут. Нужны квалифицированные кадры, а их-то и не хватает.

37. Внешняя и внутренняя миграция: иммиграция и эмиграция

Лица, переселившиеся за пределы страны - эмигранты, переселившиеся в данную страну - иммигранты. Разница между численностью первых и вторых - миграционное сальдо, непосредственно влияющее на численность населения страны.

Миграция населения – это перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства, навсегда или на относительно дли­тель­ный период. Таким образом, главный признак миграции – это пересечение административных границ территории – государственных, областных, районных. Не является миграцией только пересечение границ района внутри города. По данному признаку – пересечение административных границ территории – выделяют, прежде всего, внутреннюю и внешнюю миграцию населения.

Внешняя миграция – это иммиграция, от латинского слова «иммигро», т.е. вселяюсь». Это – вселение в страну на постоянное или временное проживание граждан других государств. Иммиграция определяется целым рядом причин: политических, национальных, религиозных, и она сыграла важную роль в формировании населения многих стран – Австралии, Канады, США и др. Иммиграция приводит к смешению различных этнических групп и появлению новых этносов. Здесь наиболее характерный пример – Мексика, основную часть населения которой составляют метисы. Второй разновидностью внешней миграции является эмиграция. Термин эмиграция происходит от латинского слова «эмигро», т.е. выселяюсь. Причинами эмиграции могут быть социально-политические факторы, например, безработица, нехватка земли у крестьян, низкий уровень жизни, а также политические и военные конфликты.

Кроме внешней миграции существует и внутренняя миграция. Если внешняя миграция населения – это миграция межгосударственная, то внутренняя – это миграция внутригосударственная. При этом необходимо учитывать, что внутренняя миграция населения – это межпоселенные перемещения населения. Именно межпоселенные, поэтому перемещение населения внутри города миграцией и не является. Различают внутренние миграции населения, такие, как город–село, город–город, село–город, село–село. Среди этих типов движения людей решающее значение, особенно в развивающихся странах, имеет миграция по схеме село – город. С развитием урбанизации повышается роль миграции по схеме город – город. Выделяют миграции населения в пределах крупных территориальных единиц (например, области, края, республики) и между ними. По этому принципу миграция делится на внутриобластную и межобластную, внутрирегиональную и межрегио­нальную.

38. Цели и задачи организации труда

Организация труда - это деятельность, одна из управленческих функций, часть управления предприятием (организацией) по созданию, поддержанию, упорядочению и развитию системы организации труда, по ее преобразованию на основе оргнововведений. Данная деятельность должна осуществляться как постоянный процесс, а не как единовременные разрозненные действия. В этом суть так называемого процессного подхода к организации труда.
Основные задачи:
понять значение и место организации труда в системе производства;
раскрыть содержание понятия организация труда;
охарактеризовать основные факторы, влияющие на организацию труда;
рассмотреть отдельные элементы «организации труда». Организацию труда необходимо рассматривать с двух сторон. С одной стороны организация труда – это система взаимодействия работников и их связь с предметами и средствами труда в процессе трудовой деятельности. С другой стороны организация труда на предприятии, в организации – это определенная совокупность мероприятий, обеспечивающих необходимую пропорциональность в расстановке работающих и наиболее эффективное использование рабочей силы при данном технико-технологическом уровне производства.
Цель организации труда – установление рациональных связей и отношений между участниками производственного процесса, направленных на достижение наивысших показателей в труде на основе наиболее эффективного использования индивидуального и коллективного труда. Данная цель достигается в ходе решения следующих основных групп задач:
Экономические – эффективное использование потенциального совокупного рабочего времени, снижение трудоемкости продукции (работ, услуг), улучшение использования оборудования по времени и мощности, повышение качества продукции.
Организационные – определение порядка и последовательности выполнения работ, создание условий для высокоэффективной, бесперебойной работы исполнителей, обеспечение полной и равномерной их загруженности, индивидуальной и коллективной ответственности за результаты деятельности, создание действенной системы стимулирования труда, а также системы его нормирования, отвечающей специфике производства.
Психофизиологические – оздоровление и облегчение труда, устранение излишних затрат энергии работников, обеспечение их психологической совместимости и соответствия их психофизиологических характеристик особенностям трудовой деятельности.
Социальные – повышение содержательности и привлекательности труда, создание условий для развития работников, повышение их квалификации и расширения профессионального профиля, реализации их трудовой карьеры и роста их благосостояния.

39. Научная организация труда.

Научная организация труда – это такая его организация, при которой разработки и реализация различных мероприятий предшествуют всестороннее научное исследование всех условий способствующих успешному внедрению данных достижений в производство.

Выделяют несколько научных организаций труда:

1) разделение и кооперация труда

2) организация рабочих мест.

3) Рациональный прием и методы труда

4) Улучшение условий труда.

5) Повышение квалификации персонала.

6) Совершенствование системы оплаты и стимулирование труда.

7) Укрупнение дисциплин труда.

8) Нормирование труда.

Функции научной организации труда:

1)ресурсосберегающие направлены на экономию рабочего времени, эффективное использование сырья, материалов.

2) оптимизирующие проявляются в обеспечении полного соответствия уровня организации труда, прогрессивному уровню технического вооружения производства, в достижении научной обоснованности норм труда и интенсивности труда в обеспечении соответствия уровня оплаты труда его конечным результатам.

3) Функция формирования эффективного работника . Это осуществление на научной основе профессиональной ориентации и профессионального отбора работников, х обучение и повышение квалификации.

4) трудощадящая проявляется в создании благоприятных, безопасных и здоровых условий труда, в установлении рационального режима труда и отдыха, в использовании режима гибкого рабочего времени, в облегчении тяжелого труда до физиологически нормальной величины.

5) Функция возвышения труда , возвышает труд создание на производстве условий для гармоничного развития человека, повышения содержательности и привлекательности труда.

6)воспитательная и активизирующая , направлены на выработку дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы.

Критерии эффективности НОТ:

Полное использование совокупного рабочего времени.

Использование каждого рабочего в течении рабочего дня в соответствии с квалификацией.

Обеспечение каждому работнику нормальной интенсивности труда.

Основные показатели эффективности НОТ:

Годовой экономический эффект от реализации мероприятий НОТ

Срок окупаемости дополнительных затрат на мероприятие.

Коэффициент эффективности мероприятий.

Рост производительности труда за счет конкретных мероприятий.

1

В сегодняшней России университеты, так же как и другие вузы, находятся в сложной ситуации, обусловленной переходом страны к рыночным отношениям и кризисным состоянием в экономических и социальной сферах. В прошлом любой советский вуз был частью единого народнохозяйственного комплекса и действовал в соответствии с организационными правилами, близкими к принципам работы обычного государственного предприятия, встроенного в систему планового хозяйства. Если предприятие выполняло утвержденные вышестоящим министерством или главком производственный и финансовый планы, то вуз по аналогичным планам осуществлял прием студентов и выпуск специалистов, проводя обучение в соответствии с государственными учебными планами. Неукоснительное соблюдение всех этих планов, так же как и планов приема и выпуска, контролировало Министерство высшего и среднего специального образования, а в вузах, не имевших университетского статуса, курирование дополнительно осуществляли собственные министерства и ведомства. В большинстве случаев государственная система распределения неплохо решала проблемы трудоустройства молодых специалистов.

Экономические и организационные изменения последних лет повлекли за собой перемены в характере взаимоотношений между высшими учебными заведениями и предприятиями, а также государственным и негосударственными организациями в вопросах подготовки молодых специалистов высшей квалификации. Сегодня отсутствует система государственного распределения выпускников вузов, а предприятия и организации самостоятельно определяют свою кадровую политику. Это сопровождается, с одной стороны, общем сокращением численности рабочих, а с другой - более высокими требованиями к вновь принимаемым на работу. Во многих случаях предпочтение отдается специалистам с трудовым стажем и с опытом работы.

Одной из проблем, связанных с изменениями на рынке труда, явилась проблема угрозы безработицы для молодых специалистов, оканчивающих вузы. Сегодняшние выпускники вузов стали одной из слабозащищенных в социальном отношении групп населения. Сегодня можно говорить о существовании следующих групп противоречий на рынке труда молодых специалистов с высшим образованием: между социальными и профессиональными ориентациями молодежи и потребностями предприятий, организаций и фирм в рабочей силе; между задачей повышения эффективности подготовки вузам молодых специалистов и существующих системой вузовской подготовки; между теоретической подготовкой выпускников и отсутствием необходимых навыков практического использования полученных знаний; между жизненными и профессиональными планами выпускников и реальными возможностями их осуществления; между интересами развития отдельного предприятия и интересами общества.

Прежняя жесткая система обучения, почти полностью определявшаяся учебными планами и государственным заказом на специалистов, могла существовать только в рамках централизованной государственной системы и уже не отвечает меняющимся условиям свободной экономики. Поэтому теперь вузу нужно учиться прогнозировать спрос на специалистов того или иного профиля на пять - десять лет вперед и отвечать на него изменениями в учебных планах и программах.

Результаты ряда исследований последних лет свидетельствуют о том, что количество выпускаемых специалистов уже превысило спрос на них со стороны предприятий и организаций. Таким образом, было обнаружено, что для большинства выпускников получение дипломов и поиски места работы сейчас почти совпадают по времени. Социологами была выявлена одна и та же общая для стран СНГ особенность - отставание в социализации у студентов на территории бывшего СССР по сравнению со студентами в странах с развитой рыночной экономикой. Тот факт, что в наших вузах студенты в основной массе пребывают долгое время «в безмятежном состоянии» и не задумываются над тем, что студенческие годы существуют не для того, чтобы спокойно проводить время, но, прежде всего для получения знаний, нужных в последующей практической работе - результат влияния стереотипов, укоренившихся в сознании и студентов, и их родителей еще в советский период.

В статье украинского автора еще в 2002 году отмечается именно эта черта: «В советском обществе в общественном сознании, особенно у представителей старшего поколения, укоренилось мнение, что наличие диплома о высшем образовании автоматически обеспечивает высокое положение в обществе, хорошую должность, а главное - освобождает от тяжелого физического труда. Поэтому наша молодежь, преимущественно под давлением родителей, не имея четкой профессиональной ориентации и не определив заранее свой жизненный путь, массово нацеливается на вуз, и, при условии прохождения конкурса, тут же приступает к учебе. К сожалению, распространен случайный выбор профессии, следствием чего становятся слабые мотивации обучения, низкий уровень знаний, намерения в будущем сменить профессию. Этим обуславливается у нас высокий удельный вес с высшим образованием, занятых не своей специальностью» . К этой вполне объективной картине можно лишь добавить, что кроме отмеченной здесь причины (только бы получить высшее образование) имеют место и иные внешние обстоятельства, приводящие к случайному попаданию в вуз (к примеру, отсрочка от призыва на воинскую службу). В целом, в странах с развитой рыночной экономикой личность оказывается способна осуществить сознательный жизненный выбор в более раннем возрасте, чем у нас.

Когда же экономические изменения в нашей стране смогут приблизить ценностные ориентации нашей молодежи к тем, которые существуют в западном мире? Это зависит от нашего экономического развития.

При оценке общей ситуации на рынке труда нужен качественный, а не чисто количественный подход. Задача состоит не только в предоставлении выпускникам оперативной информации об имеющихся вакансиях и заявках от организаций, но и в обеспечении им возможности непосредственно устанавливать отношения с этими организациями, узнавать о требованиях к специалистам, об интересах «заказчиков», как и о ситуации на рынке труда в целом, что поможет осуществить осознанный выбор. И, разумеется, вопрос о распределении должен ставиться заранее, в период производственной практики, хотя окончательное решение студент принимает на последнем курсе.

В ходе проведения пробного исследования спроса на молодых специалистов, опрошенным представителям предприятий и организаций было предложено оценить уровень минимальных требований, позволяющих допустить человека к работе. Полученные результаты говорят о достаточно высоком уровне требований: к теоретической и практической подготовке молодого специалиста; к способности принимать самостоятельно решения; к умению общаться с людьми; к умению формулировать задачу и находить путь к ее решению. Самые высокие требования к выпускникам по всем названным параметрам предъявляют банки. Одинаково высоки, хотя и чуть ниже, требования со стороны коммерческих фирм и частных предприятий. Ниже уровень требований к выпускникам со стороны госбюджетных организаций. Особенно это касается практической подготовки молодого специалиста.

В целях выяснения характеристик выпускников, наиболее предпочтительных при приеме на работу, был проведен экспертный опрос представителей от организаций, принимающих выпускников. Согласно инструкции эксперт выбирал не более четырех наиболее значимых характеристик. Приоритетны их требования к теоретической и практической подготовке выпускников. Больше значения при приеме на работу стал иметь пол выпускника, причем на работу охотнее оформляют мужчин. Также высоко значение семейного положения выпускника. Работу все чаще предоставляют женатым (и это требование в первую очередь относится к мужчинам). В то же время понизились требования к ориентациям молодого специалиста на служебный и профессиональный рост. Поскольку наиболее высокие требования со стороны предприятий и организаций, наряду с общим теоретическим уровнем, предъявляются к практической подготовке выпускника, университету целесообразно значительно расширить практическую сторону в учебных программах, оговаривая участие в них студентов. Необходимо заинтересовать организации и фирмы в таком сотрудничестве, дав им возможность отбирать для себя нужных им студентов, расширяя для этого продолжительность учебной практики в этих фирмах.

В этом отношении представляет интерес система университетского образования некоторых стран, где учебные программы для студентов, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность и преподавание сильно отличаются от программ для тех, кто намерен работать в промышленной сфере, в бизнесе и т. д. Прежде всего это отличия в соотношении между объемами теоретической и практической подготовки. И конечно, на старших курсах у студента должна быть большая свобода в выборе предметов обучения (спецкурсов, практикумов и т.д.).

Более половины опрошенных выпускников сообщили о том, что они планируют работать по специальности. Наиболее высокой оказалась доля студентов, сохраняющих верность полученной ими специальности, среди финансово-экономического и гуманитарного факультетов. Иная ситуация сложилась на других факультетах. Достижение соответствия между спросом и предложением на рынке труда требует осуществления достаточно точных прогнозов изменения конъюнктуры рынка и потребности в специалистах, а также переориентации в организации всех сфер деятельности вузов, адекватно отвечающей на эту потребность.

Подводя итоги, можно сказать следующее: во-первых, изменения в составе студенчества по социальному происхождению и по уровню жизни (а они довольно тесно связаны) указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе по вузам, факультетам, профессиональным отрядам. Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться и дальше, то доступ беднейших слоев к высшему образованию, окажется сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в «подъеме» его ценности в иерархии инструментальных ценностей студентов. Однако, противоречия, возникающие между институтом высшего образования и различными другими сегментами общества приводят к нарастанию дисфункциональных последствий. Они многообразны по своим проявлениям и просматриваются, в частности, в неудовлетворенности студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных слоев образовательного процесса. Но самое главное - происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы - образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности.

В решении вопросов трудоустройства выпускников следует сделать акцент на повышении собственной активности и инициативы у молодых специалистов, чтобы они смогли стать реальными субъектами на рынке труда. Задача вуза в этой связи заключается в обеспечении их более раннего и более основательного включения в эту систему. Взаимодействие между предприятиями и организациями, заинтересованными в квалифицированных специалистах - с одной стороны, и вузами - с другой должно стать более тесным и менее формальным, а обучение в вузе - более дифференцированным и адаптированным к интересам организаций.

Итак, молодежь стремится получить высшее образование, считая, что «без него в нынешние времена никуда», но не стоит забывать, что диплом перестает быть гарантией трудоустройства и ставит его обладателя в зависимость от спроса и предложения на рынке труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кран Х., Лоу А., Черныш Н. И. Как живешь, студент? Некоторые результаты сравнительного социологического исследования проблем высшего образования на Украине и в Канаде // Филос. и социол. мысль. Киев, 1992. №1.

Библиографическая ссылка

Бурляева В.А. РЫНОК ТРУДА И ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 3. – С. 101-104;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7929 (дата обращения: 11.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Проблема трудоустройства молодых специалистов в условиях рыночной экономики очень актуальна, что подтверждается приведен­ными ниже материалами с одного из самых популярных порталов по трудоустройству – www.hh.ru .

Быть молодым или «стартовым» специалистом, ищущим при­влекательную работу в реальном секторе экономики, в настоящее время трудно. Ведь кто такой «молодой специалист»? В первую оче­редь, это человек с определенным багажом теоретических знаний, только что получивший диплом. К сожалению, не более 30 % выпу­скников на сегодняшний день могут похвастаться практическим опы­том работы по специальности к моменту получения диплома. Столкнувшись с задачей поиска работы, остальные 70 % видят следую­щее в описании вакансий: «Требуемый опыт работы от 1–1,5 лет» . Возникает резонный вопрос: где же взять этот опыт, если я молодой специалист? Последние годы ведется активная дискуссия (как в рам­ках самих вузов, так и среди работодателей), как оценивать кан­дидата-студента, совмещающего работу
и учебу. И здесь не может быть од­ного правильного ответа. Есть те, кто успешно сочетает учебу с рабо­той, укрепляя свои профессиональные знания, и есть те, кто наоборот, полностью посвящает себя процессу «зарабатывания» денег, поставив свое обучение на второй план. Это сознательный вы­бор каждого и он может состоять из следующих важных этапов .

Во-первых, надо определить, что является основной це­лью – получение практического опыта по своей специальности или «зара­батывание» денег . Первый вариант, скорее всего, приведет в крупную компанию, где даже в кризисный период сохраняется возмож­ность ста­жировок или работы на позиции «Ассистент отдела» . На примере крупной компании проще описать карьерный путь для мо­лодого спе­циалиста. Например, он может быть следующим: Асси­стент отдела -> Специалист отдела -> Ведущий специалист -> Ру­ководитель группы -> Руководитель отдела -> Руководитель депар­тамента . Второй вариант с большей вероятностью приведет в ма­ленькую фирму, где за счет рас-ширенного функционала появится реальная воз­можность зарабатывать, но, к сожалению, карьерный путь слож­но прог­нозировать, так как при наличии смежного функ­ционала есть возможность получить практический опыт в совсем дру­гой специализации.

Во-вторых, следует оценить реальный уровень своих знаний и умений для того, чтобы определить, на какие компании имеет смысл обращать внимание. К сожалению, многие выпускники игнорируют требования, указанные в описании вакансий, такие как уровень знания иностранного языка, различных специализированных программ, хотя это является критичным при приеме на работу. Тем самым они отре­зают себе путь в данную компанию. В таком случае более пра­вильным, но и более сложным, будет приобретение этих навыков. На­пример, в резюме стоит указывать так: «Уровень знания английского языка pre-intermediate
(в процессе изучения)»
.


В-третьих, важно определить список ресурсов для поиска ра­боты. Это могут быть ведущие рекрутинговые агентства, которые за­нимаются трудоустройством молодых специалистов, ключевые интер­нет-порталы и т. д.

В-четвертых, не стоит забывать об еще одном, совсем немало­важном факторе – факторе «горящих глаз» . О нем в последнее время все чаще говорят работодатели. Работодатель ожидает увидеть не просто стопроцентное соответствие требованиям вакантной пози­ции, но
и искренний интерес к работе именно в данной компании. Это можно продемонстрировать элементарно: предварительно подгото­виться к собеседованию, просмотрев интернет-источники и собрав рекомендации
о компании от работающих в ней знакомых и т. д.

Кроме того, для предотвращения проблем при трудо­устройстве
и получения любой привлекательной работы с официаль­ным трудоустройством необходимо очень четко понимать следующее.

Во-первых, за счет чего вы сможете постоянно приносить при­быль будущему работодателю, так как при рыночной экономике:

– именно получение прибыли является главной целью любых внебюджетных хозяйственных субъектов (ОАО, ЗАО, ООО и т. п.);

– выплачивать вам заработную плату любая внебюджетная ор­ганизация или индивидуальный предприниматель могут только за счет получаемой в результате вашей деятельности прибыли (как правило,
в результате обеспечения продаж любых товаров и услуг), так как дру­гих источников для самофинансирования у них нет, причем ваша зар­плата обязательно будет намного меньше объемов продаж (осо­бенно, если продается любой материальный товар, а не компьютерные прог­раммы, подключение к Интернету или кабельному телевидению и т. п.), так как необходимы большие финансовые затраты для обеспече­ния хозяйственной деятельности данного юридического лица, выплаты зарплаты другим сотрудникам и получения прибыли собственником.

Во-вторых, как вы сможете убедить любого работода­теля в ре­альном секторе экономике, что в случае вашего приема на ра­боту он быстро начнет получать финансовую выгоду и не будет иметь ни­каких проблем, т. е. вы уже подготовлены для ус­пешной работы или сможете быстро войти в курс дела и приносить прибыль. Это осо­бенно важно для официального трудоустройства де­вушек и женщин в любые внебюджетные организации, так как в соот­ветствии с дейст­вующим законодательством Российской Федерации беременные жен­щины и имеющие детей до определенного возраста защищены от увольнения, поэтому если они не будут отрабатывать свою зарплату, то работода­тель все равно должен будет ее платить или иметь в дальнейшем проблемы.

В-третьих, желательно к моменту трудоустройства опре­делиться, чтобы не тратить напрасно время, какую именно работу вы хотите получить, так как реально возможны только два варианта:

– работа, при которой вы непосредственно занимаетесь прода­жей товаров и услуг и получаете в итоге свой процент от объема про­даж в качестве заработной платы (при продажах реальных товаров он обычно бывает в разы меньше, чем при продаже услуг, так как в по­следнем случае затраты и риски любого работодателя гораздо ниже);

– работа в бюджетных или внебюджетных организациях, не свя­занная с непосредственной продажей вами лю­бых товаров и услуг.

Основным требованием, которое работодатели предъявляют к потенциальным сотрудникам, является наличие успешного опыта ра­боты на аналогичных должностях. Но откуда ему взяться, если моло­дой специалист только что окончил вуз?!

Некоторые сту­денты начинают работать еще с первых курсов. Найти рабо­ту студенту-очнику очень сложно, ведь большинство ра­бо­тодателей предпочитает принимать на работу не только состоявшихся специалистов, но и тех, кто спосо­бен работать полный рабочий день,
а при необходимости и задержи­ваться сверх установленного вре­мени.
И все-таки найти работу, связанную с получением навыков и опыта работы по специальности, все заинтересованные студенты могут.

Одним из ва­риантов такой ра­боты может быть описанная в учебно-тренировочная работа по до­го­ворам подряда в созданной ТГПУ им. Л. Н. Тол­стого в соответствии с Федеральным Законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ инновационной фирме – ООО Инновационно-внед­ренче­ское учебно-производственное предп­риятие «Энергосбережение, безо­пас­ность жизнедеятельности, эконо­мия» (сокращенно – ООО ИВУПП «ЭБЖЭ»).

При поиске работы надо учитывать, что компании по-разному относятся к перспективе найма специалистов без опыта работы. Кто-то по-прежнему считает это пустой тратой времени, а другие, наоборот, видят неоспоримое преимущество в найме, обучении и последующем развитии вчерашних выпускников. В любом случае трудоустройству некоторых выпускников мешает то, что, как отмечают на портале www.hh.ru , уже тенденцией становится ситуация, при которой:

– студенты часто не могут адекватно оценить себя, переоценивая свою привлекательность для работодателей на рынке труда;

– сту­денты и молодые специалисты без опыта работы, в лучшем случае имеющие лишь высшее образование, пытаются навязать свои условия работодателю. Чрезмерные амбиции и желание получить все и сразу не являются залогом успеха в деле поиска ра­боты. По­этому эксперты советуют при поиске работы лучше руково­дствоваться реальными знания­ми и умениями, а не желанием зараба­тывать как можно больше, и не завышать свои финансовые ожидания.

Выпускники, начавшие работать еще в студенческие годы, как правило, добиваются в карьере большего успеха, чем те, кто присту­пает
к поиску работы только после получения диплома. Им проще сделать карьеру, так как к моменту получения диплома они уже закла­дывают прочный фундамент на будущее. Идеален вариант, когда сту­дент старших курсов прихо­дит в компанию и, работая на неполной за­нятости, получает первый профессиональный опыт. Для всех заинтересованных студентов существует такая возможность .

Для расчёта экспертных оценок присвоим следующие ранговые коэффициенты вариантам ответов респондентов (Табл. 8.1).

Таблица 8.1. Ранговые оценки вариантов ответов респондентов

Расчет уровня востребованности целесообразно проводить по нашей эмпирической формуле (11.1):

Где: U - Уровень востребованности молодых

специалистов;

а г

а 2 - Частота выбора ответа 1 (%);

а 3 - Частота выбора ответа 1 (%);

а 4 - Частота выбора ответа 1 (%);

а 5 - Частота выбора ответа 1 (%);

R t - Ранг i-варианта ответа (-2

Уровень востребованности молодых специалистов по видам деятельности имеет следующие значения (Табл. 8.2 и рис. 8.1).

Таблица 8.3. Уровень востребованности молодых специалистов по масштабам деятельности__

по видам деятельности

Таблица 8.2. Уровень востребованности молодых специалистов


Рис. 8.1.

Уровень востребованности молодых специалистов по масштабу деятельности представлен в табл. 8.3 и на рисунке 8.2.


Рис. 8.2.

Данные таблиц 8.2, 8.3 и рис. 8.1, 8.2 наглядно показывают, что уровень востребованности молодых специалистов на рынке труда города Москвы относительно невысок. Наибольшую заинтересованность к их вовлечению в трудовую деятельность испытываю учреждения из сферы «Государственная служба» и, отчасти «Медицина и здравоохранение».

По масштабам деятельности респондентов относительно высокий уровень заинтересованности к трудоустройству молодых специалистов испытывают респонденты из категории «Другое», куда в основном и были отнесены опрошенные из сфер деятельности «Государственная служба» и «Медицина и здравоохранение».

Наиболее сложными для трудоустройства молодых специалистов является такой вид деятельности, как категория «Другое» и «Наука и образование».

По масштабу деятельности респондентов - это «Средний и крупный бизнес».

По прогнозам бывшего Департамента труда и занятости населения города Москвы, потребность в специалистах постоянно растет (табл. 8.4). Однако устроиться на работу молодому специалисту подчас очень сложно.

Таблица 8.4. Прогноз потребности города Москвы в специалистах разного уровня и направления образования на период до 2020

года_

Прогноз (чел)

Высшее профессиональное образование (ВПО)

Физико-математические

Естественные науки

Г уманитарные науки

Социальные науки

Образование и педагогика

Здравоохранение

Культура и искусство

Экономика и управление

Информационная безопасность

Сфера обслуживания

Сельское и рыбное хозяйство

Геодезия и землеустройство

Геология, разведка и разработка полезных ископаемых

Оружие и системы вооружения

Морская техника

Транспортные средства

Уровень образования и Код ОКСО

Укрупненные группы специальностей

Прогноз (чел)

Приборостроение и оптотехника

Автоматика и управление

Химическая и биотехнологии

Архитектура и строительство

Среднее профессиональное образование (СПО)

Физико-математические

Естественные науки

Г уманитарные науки

Социальные науки

Образование и педагогика

Здравоохранение

Культура и искусство

Экономика и управление

Информационная безопасность

Сфера обслуживания

Сельское и рыбное хозяйство

Геодезия и землеустройство

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

Уровень образования и Код OKCO

Укрупненные группы специальностей

Прогноз (чел)

Металлургия, машиностроение и материало- обработка

Авиационная и ракетно- космическая техника

Оружие и системы вооружения

Морская техника

Транспортные средства

Приборостроение и оптотехника

Электронная техника, радиотехника и связь

Автоматика и управление

Информатика и вычислительная техника

Химическая и биотехнологии

Воспроизводство и переработка лесных ресурсов

Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

Архитектура и строительство

Безопасность жизнедеятельности, природообу- стройство и защита окружающей среды

Одна из главных проблем трудоустройства молодежи - несоответствие запросов профессиональным навыкам. Выпускники предпочитают рабочим специальностям офисные, при этом уровень ожиданий у них явно завышен. Помимо высокой зарплаты, они предъявляют высокие требования к комфортным условиям проживания. Так, согласно нашим данным, полученным на основе опросов студентов ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова» более половины молодежи, приехавшей на учебу в г. Москву из малых городов и сел, не хотят уезжать обратно. Даже на высокооплачиваемую работу в места своего рождения. Большинству выпускников важнее жить в городе, для них более привлекательна досуговая составляющая, нежели высокая зарплата. К тому же выпускники плохо ориентируются на рынке труда, вчерашние студенты не умеют правильно себя презентовать перед работодателями, требования которых растут с каждым годом.

Опросы студентов РЭУ им. Г.В.Плеханова показали и другие «любопытные» результаты:

47,5 % опрошенных студентов высоко оценивают возможность трудоустройства по своей специальности;

при этом более 50 % из них считают получаемое в вузе образование не соответствующим запросам рынка труда, либо затруднились ответить на поставленный вопрос;

^ выпускники стали более адекватно оценивать уровень зарплаты, на который они могут претендовать. Основная часть студентов определяет желаемую заработную плату на начальном периоде в диапазоне 25000-30000 руб.;

главной проблемой, затрудняющей трудоустройство по специальности, студенты считают отсутствие опыта и стажа , об этом заявили 80 % респондентов;

S уровень трудовой мобильности выпускников низок, они не готовы переезжать в отдаленные сельские территории, даже при наличии там вакансий по специальности;

часть выпускников достаточно пассивны при трудоустройстве, не прикладывают каких-либо усилий, чтобы найти работу самостоятельно и надеются на помощь вуза или специализированных структур;

на большинстве предприятий города Москвы отсутствует понятие «молодой специалист»: к выпускникам применяются те же самые требования и нормы при приеме на работу, что и к прочим кандидатам на вакантное место;

наличие у выпускников проблем социально-психологического характера: неготовность молодых людей к рабочему распорядку, ориентация на офисный характер работы, неспособность работать в команде, инфантильность, излишняя амбициозность и, вместе с тем, неуверенность в себе. В связи с чем, по мнению работодателей, вузовское образование должно быть более ориентированным на практику.

На большинстве предприятий города наблюдаются признаки кадрового дефицита, на рынке труда конкуренция работников за получение рабочего места сменяется конкуренцией работодателей за рабочую силу, удовлетворяющую предъявляемым требованиям. При этом сами работодатели, высказываясь по данной проблеме, зачастую отмечают, что уровень подготовки кадров в образовательных учреждениях не всегда их устраивает. Высказываются претензии и к номенклатуре специалистов, подготавливаемых образовательными учреждениями. В связи с чем множество выпускников сегодня вынуждены работать не по полученным специальностям.

Однако отметим, на наш взгляд, сегодня предприятия сталкиваются с проблемой кадрового голода отнюдь не по причине нехватки специалистов, а потому что сегодня только очень небольшая часть компаний проводит осознанную политику формирования кадрового резерва. Необходимо прогнозировать потребности своего предприятия, правильно оценивать имеющийся потенциал и возможности его развития, вкладывать средства в подготовку специалистов, исходя из стратегических целей.

С внедрением новых технологий повышаются требования не только к профессиональной, но и к психологической, социальной и личностной готовности кадров. Поэтому одной из наиболее существенных проблем рынка труда, несомненно, можно считать проблему структурного дисбаланса. В числе причин, не позволяющих обеспечить эффективность трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования: отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг;

низкая заинтересованность учреждений системы профессионального образования в трудоустройстве выпускников, организации профориентационной работы с абитуриентами и студентами, мониторинге изменений в требованиях к квалификации специалистов на рынке труда, емкости и развития самого рынка по конкретным профессиям и специальностям работников;

кадровая политика большинства российских организаций, ориентированная в большей степени на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;

отсутствие у большинства выпускников необходимых навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства;

S завышенная самооценка своего профессиональноквалификационного уровня у значительной части выпускников учреждений профессионального образования.

Чем успешнее будут сформированы характеристики (компетенции) эффективности трудоустройства выпускников, тем успешнее они будут востребованы работодателями и трудоустроены. При этом рынок труда определяет и изменяет критерии профессиональной подготовки в соответствии с темпами развития науки и экономики. В этом контексте возникает потребность в разработке перечня критериев оценки конкурентоспособности молодого специалиста, удовлетворяющего перспективным требованиям рынка труда, который определяет эффективность трудоустройства выпускника.

Представляется, что избежать многих проблем и ошибок трудоустройства молодых специалистов на рынке труда города Москвы можно за счет комплекса следующих мер.

S развитие системы профориентации молодого поколения, начиная со школы. Помочь в этом могут как сами выпускники и учащиеся вузов, так и преподаватели, специалисты вузовских агентств по трудоустройству, сотрудники ЦЗН и работодатели.

внедрение системы социально-профессиональной адаптации студентов. Не только школе необходимо помогать выпускникам в осознании своих возможностей в выборе профессии, но и профессиональным учебным заведениям следует заниматься социально-профессиональной адаптацией студентов, ориентируясь на реальные потребности рынка труда. Сегодня содействие в трудоустройстве выпускников является важным направлением деятельности учреждений профессионального образования, став одним из показателей конкурентоспособности и востребованности учебных заведений. В ряде вузов в учебный процесс включены специальные занятия по вопросам технологии поиска работы, успешной адаптации выпускников на рынке труда, проводятся мастер-классы по технологиям поиска работы. Введены факультативные курсы «Навыки эффективного поиска работы» и практикумы трудоустройства, проводятся семинары- тренинги по формированию навыков самопрезентации.

формирование системы мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг, постоянного анализа соответствия спроса и предложения рабочей силы по профилю и уровню квалификации в разрезе специальностей (профессий), отраслей, муниципальных образований региона, а также анализа причин дисбаланса спроса и предложения на рынке труда и причин не трудоустройства выпускников по полученной специальности. Мониторинг проблем трудоустройства молодых специалистов и других участников данного процесса, учитывающий их потребности и интересы сегодня должен выступать как социально-культурная норма проектирования образовательного процесса в высшем учебном заведении.

На наш взгляд, показатель «уровень трудоустройства выпускников вузов» должен сегодня стать одним из главных критериев эффективности функционирования не только самой системы высшего образования, но и рынка труда, и экономики в целом, при этом во многом зависящий от продуктивности самого процесса подготовки и приспособления выпускников вузов к выходу на рынок труда.

В настоящее время оценка профессиональной подготовки выпускника работодателем рассматривается как фактор, влияющий на его трудоустройство. Однако в зависимости от характера работы, каждое предприятие и организация устанавливает свои требования отбора. При этом законченное высшее образование воспринимается как минимальная основа для трудоустройства и своеобразная гарантия культурного уровня.

Сегодня рынок труда нуждается в квалификационных компетенциях, не зависящих от конкретного процесса труда. Все большее значение приобретает требования «умение обучаться», «способность к генерации идей и саморазвитию», «наличие аналитического склада ума» и личностные качества претендентов, которые повышают возможности трудоустройства, облегчает вертикальную и горизонтальную мобильность работников как на рынке труда, так и в трудовой сфере.

Рассматривая требования рынка труда к молодым специалистам и предложения со стороны образования, следует признать, что образование отстает от требований работодателей. Поэтому среди актуальных проблем, стоящих перед образованием, выделяется проблема подготовки молодых специалистов, способных грамотно ориентироваться и добиваться жизненного успеха в новых рыночных условиях. Однако решить проблему взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг без учета интересов непосредственно потребителя образовательных услуг, который имеет свои цели, задачи, мотивацию относительно освоения профессии и выбора сферы трудовой деятельности, невозможно.

Анализ отечественного опыта показывает, что значительное количество выпускников испытывает серьезные трудности при переходе от учебы к работе, оказывается занятым на неквалифицированных рабочих местах или остается без работы. В настоящее время отдельные функции мониторинга трудоустройства выпускников вузов проводят все учреждения системы образования города Москвы, при этом в каждом вузе созданы и работают Центры по трудоустройству или Центры карьеры, проводятся ярмарки вакансий, встречи с работодателями.

Большое значение для трудоустройства молодых специалистов имела бы и разработка системы прогнозирования качественной и количественной потребности экономики региона в специалистах с учетом уровня и профиля подготовки, территориальной специфики экономики. Это позволило бы системе профессионального образования города Москвы выпускать конкурентоспособных и востребованных рынком труда специалистов с необходимой квалификацией, компетенциями и уровнем образования.

  • См. http://trud.mos.ru/statistika_i_analitika/prognozirovanie/prognoz_sostoyaniya/