Менеджмент - ргутис - филиал фгбоу впо ргутис в г. самаре - образование в сфере сервиса и туризма. Направления обучения Где работают наши выпускники


Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения - 4 года.


Степень (квалификация) выпускника - бакалавр менеджмента.


Область профессиональной деятельности

Бакалавр менеджмента подготовлен к профессиональной деятельности в различных экономических структурах, межотраслевых комплексах, акционерных обществах, различных хозяйственных товариществах, финансово-банковских системах, бизнесе и предпринимательстве.

Профессиональная деятельность заключается в решении практических вопросов экономической деятельности предприятия и организации управления им, стимулировании успешной деятельности персонала, активизации инновационной деятельности, формировании организационной структуры управления предприятием.


Менеджер:

Работает с людьми и среди людей;

Распределяет работу между подчиненными;

Принимает решение о том, что делать, когда делать и кто будет делать;

Побуждает себя и других к деятельности для достижения целей организации и личных целей;

Осуществляет контроль, который позволяет выявлять успехи, недостатки, проблемы и корректировать деятельность;

Для менеджера важное значение имеет межличностная коммуникация, т.к. многие управленческие задачи решаются при непосредственном общении людей.


Актуальность профессии менеджера:

Высокая потребность в профессионалах в области менеджмента;

Интересная работа в роли управляющего людьми;

Работа, которая требуется всем организациям, независимо от ее размера;

Неоднообразная, творческая работа;

Высокая оплата труда профессионалов менеджеров.


Квалификационная характеристика выпускника

Бакалавр менеджмента должен:

Знать основные категории экономической науки и социологии, понимать суть социально-экономических явлений, владеть методами анализа экономических и социальных процессов;

Понимать законы функционирования организаций, уметь анализировать и осуществлять основные функции менеджмента;

Владеть практическими навыками менеджера (осуществление коммуникаций, принятие управленческих решений, управление конфликтами и стрессами и др.).


Бакалавр менеджмента должен быть подготовлен к управленческой деятельности в организациях всех форм собственности на должностях, относящихся к среднему штабному или линейному менеджменту.


Возможные должности:

руководители, их заместители, менеджеры по персоналу, финансовые менеджеры, специалисты отделов государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм и др.


Возможности продолжения образования

Бакалавр подготовлен к продолжению образования:

В магистратуре по направлению 521500 - «Менеджмент»;

Освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по специальностям:

061100 - Менеджмент организации

062000 - Управление персоналом

«Управление человеческими ресурсами»

Выпускники профиля «Управление человеческими ресурсами» становятся бакалаврами в области менеджмента. Бакалавры в своей работе призваны реализовывать стратегический и логически последовательный подход к управлению наиболее ценным активом предприятия - работающими там людьми, которые коллективно и индивидуально вносят вклад в решение задач предприятия.
Основными задачами в работе бакалавра являются следующие:
. удовлетворять потребность в стратегическом подходе к управлению человеческими ресурсами, что позволяет привести в соответствие между собой предприятие и его стратегию развития человеческих ресурсов;
. применять всесторонний и логически последовательный подход к обеспечению взаимной поддержки теоретических методик и практики трудовой занятости, посредством развития интегрированной теории и практики (групповая конфигурация);
. стремиться к воплощению миссии и реализации ценностей данной организации в области управления человеческими ресурсами;
. создавать комфортную среду «обучающейся организации» и условия для обучения и развития сотрудников.

«Финансовый менеджмент»

Образовательная программа профиля «Финансовый менеджмент» ориентирована на освоение студентами профессиональных компетенций в области финансово-экономической, организационно-управленческой и распорядительной деятельности предприятий.
Выпускники работают в качестве:
финансовых менеджеров, аналитиков и экономистов коммерческих организаций различных отраслей реального и финансового сектора экономики: в департаментах и отделах финансово-экономического планирования, экономического анализа и диагностики деятельности;
заместителей руководителей организации по финансовым и экономическим вопросам, финансовых аналитиков, а также в государственных органах федерального, регионального и муниципального уровня.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются процессы финансового управления организаций различных организационно-правовых форм.
Конкурентные преимущества программы профиля «Финансовый менеджмент» характеризуются широкой профессиональной направленностью, сочетая в себе знания финансово-экономической и управленческой направленности. Студенты получат комплекс знаний в области рациональной организации финансовых потоков предприятия и эффективного управления им, финансово-экономического планирования, стратегического прогнозирования, анализа и мониторинга финансово-хозяйственной деятельности, технологии производства в отрасли и на предприятии, оценки инвестиций и рыночной стоимости бизнеса, обеспечения конкурентных преимуществ предприятий, правовых основ его финансово-экономической деятельности.

«Управленческий и финансовый учет»

Профиль «Управленческий и финансовый учет» обеспечивает подготовку профессионалов, обладающих современными знаниями в области применения международных стандартов финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации, проведения грамотной оценки инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования, владеющих навыками анализа финансовой и управленческой отчетности организаций различных форм собственности для принятия обоснованных управленческих, инвестиционных, кредитных и финансовых решений.
В образовательную программу включены дисциплины, формирующие высокую профессиональную компетентность в области:
. бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской финансовой отчётности,
. налогов и налогообложения,
. корпоративных финансов,
. ценообразования,
. финансов,
. менеджмента,
. инвестиционной политики.
Выпускники профиля «Управленческий и финансовый учет» могут работать:
. в государственных и коммерческих организациях,
. в иностранных фирмах, финансово-кредитных учреждениях и сфере малого предпринимательства,
. продолжить научные исследования в аспирантуре по широкому диапазону вопросов учета в рыночной экономике.
Данный профиль ориентирован на подготовку бакалавров, которые успешно смогут занимать должности:
. руководитель финансовых подразделений,
. специалист по финансовому планированию,
. финансовый менеджер,
. финансовый аналитик.

Программы высшего образования в области менеджмента

Получить профессию менеджера можно по программам двухуровневого образования. В этом случае вы учитесь 4 года в бакалавриате направления «Менеджмент» общего или конкретного профиля обучения и получаете диплом бакалавра менеджмента. Далее можно продолжить образование в магистратуре направления «Менеджмент» по более специализированным программам обучения. Можно для продолжения образования выбрать магистратуру близких направлений подготовки: «Экономика», «Коммерция», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Срок обучения в магистратуре составляет 2 года при очной форме обучения. Квалификация выпускника – магистр менеджмента (экономики, коммерции) с указанием соответствующей специализации.

Если объектом приложения управленческих знаний и навыков будущих менеджеров являются только человеческие ресурсы, образование в этой области осуществляется по направлению «Управление персоналом». Приобретение знаний и изучение методов в области управления процессами социальной, политической и экономической жизни общества дает высшее образование по направлению «Государственное и муниципальное управление». По этим направлениям также возможно двухуровневое обучение в рамках бакалавриата и магистратуры, выпускникам присваивается квалификация бакалавров и магистров управления персоналом / государственного и муниципального управления.

Направление «Менеджмент», бакалавриат

Учебная программа бакалавриата по направлению «Менеджмент» состоит из циклов общих гуманитарных, социальных и экономических дисциплин; математических и естественно-научных дисциплин и профессионального цикла. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть дисциплин и вариативную (профильную), формируемую вузами самостоятельно. Вариативная часть содержит дополнительные предметы (модули предметов), расширяющие и / или углубляющие знания и навыки, полученные по обязательным предметам.

Содержание вариативной части определяется профилем бакалавриата менеджмента. Профиль – это направленность основной учебной программы на конкретный вид и / или объект профессиональной деятельности. Дополнительные возможности приобретения специализированных знаний в рамках выбранного профиля студент может получить при изучении дисциплин по выбору и факультативных курсов, также представленных в учебной программе.

Первые три года будущие бакалавры учатся по единому плану как бакалавры менеджмента общего профиля, а на четвертом курсе студенты выбирают конкретный профиль. Обучение по выбранному профилю бакалавриата предполагает изучение специальных дисциплин, практическую работу по этому профилю, подготовку и защиту дипломного проекта.

Каждый вуз с учетом своей специфики и особенностей подготовки по выбранному профилю включает в учебную программу бакалавров менеджмента дисциплины по выбору из следующих областей знания:

  • углубленное изучение одного или двух иностранных языков;
  • правовые основы менеджмента и предпринимательства;
  • компьютерные и мультимедийные технологии;
  • маркетинг и реклама;
  • социологический инструментарий для решения управленческих задач;
  • обучение умению работать с массивами информации;
  • выработка эффективных коммуникационных навыков.

Чаще всего в вузах Москвы предлагаются следующие профили бакалавриата направления «Менеджмент»:

  • «Антикризисный менеджмент»
  • «Государственное и муниципальное управление»
  • «Инновационный менеджмент»
  • «Информационный менеджмент»
  • «Логистика»
  • «Маркетинг»
  • «Международный менеджмент»
  • «Менеджмент организации»
  • «Производственный менеджмент»
  • «Управление малым бизнесом»
  • «Управление персоналом»
  • «Управление проектами»
  • «Финансовый менеджмент»

Учебные программы всех профилей бакалавриата менеджмента обеспечивают выпускникам приобретение теоретических знаний и навыков управленческой деятельности для работы в организациях всех форм собственности на должностях рядовых сотрудников аппарата управления или руководителей младшего уровня. Для более высоких карьерных позиций бакалаврам целесообразно продолжение образования в магистратуре. Можно выбрать программу обучения в магистратуре близких направлений: «Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление». А можно расширить сферу своих профессиональных знаний, выбрав обучение в магистратуре по направлениям «Экономика», «Коммерция», «Юриспруденция», «Информационные технологии» и пр.

Приводим краткую характеристику некоторых профилей обучения в бакалавриате с перечнем возможных сфер приложения профессиональных знаний.

Антикризисное управление

Учебная программа этого профиля направлена на подготовку менеджеров-экономистов, владеющих методами профилактики, предотвращения и вывода фирмы или предприятия из кризиса. Кроме того, менеджер по антикризисному управлению занимается финансовым оздоровлением фирмы, оценивает риски и минимизирует финансовые потери, в целях эффективного развития проводит ее реорганизацию и реструктуризацию, обеспечивает экономическую безопасность и непрерывность бизнеса, формирует эффективную антикризисную команду и разрабатывает стратегию по выводу фирмы из любых фаз кризиса.

Выпускники профиля могут работать в качестве кризис-менеджеров, арбитражных управляющих, риск-менеджеров, экспертов и консультантов в службах экономического анализа, диагностики и планирования на государственных предприятиях, в финансово-промышленных группах, на совместных предприятиях, в представительствах зарубежных компаний, в аудиторских и консалтинговых фирмах.

Логистика

Целью учебной программы профиля является подготовка управленцев, способных применять современные логистические методы и лучшие практики для повышения конкурентоспособности бизнеса. Задача менеджера по логистике – быстро, качественно и с минимальными затратами организовать весь маршрут движения товара от производителя до конечного потребителя. Он управляет процессами снабжения, распределения, складирования, транспортировки продукции. Менеджеры любого профиля изучают дисциплину «логистика», желающие же изучать эту науку углубленно могут выбрать следующие близкие профили бакалавриата менеджмента: «Логистика», «Логистика и управление цепями поставок», «Менеджмент в логистике».

Выпускники профиля могут работать в качестве логистов, менеджеров по логистике, логистов-аналитиков, координаторов логистических процессов, специалистов по таможенному оформлению, менеджеров по закупке логистических услуг. Такие должности предоставляются на крупных промышленных предприятиях, в торгово-экспедиционных и дистрибьюторских компаниях, транспортных и экспедиционных фирмах, терминальных комплексах, информационных центрах, консалтинговых фирмах, органах таможни.

Маркетинг

Целью учебной программы профиля является подготовка специалистов по изучению рынка товаров и услуг на предмет реализации производимой их компанией продукции. Менеджер по маркетингу должен выявить на рынке свободные ниши, оценить конкурентоспособность своей продукции, дать рекомендации производителю. Исследуя рынки потребления и их динамику, маркетолог осуществляет координацию и регулирование деятельности всех подразделений предприятия или фирмы с учетом изменений в окружающей среде, разрабатывает стратегию предприятия в целом в условиях конкуренции. Менеджеры любого профиля изучают дисциплину «маркетинг», желающие же изучать эту науку углубленно могут выбрать следующие близкие профили бакалавриата менеджмента: «Маркетинг», «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности», «Управление маркетингом», «Бренд-менеджмент».

Выпускники профиля могут работать в качестве маркетологов, менеджеров по продажам, маркетологов-аналитиков в службах маркетинга предприятий различных сфер народного хозяйства; в исследовательской, управленческой или проектной команде по реализации маркетинговой деятельности; в маркетинговых исследовательских центрах и рекламных агентствах.

Международный менеджмент

Целью учебной программы профиля является подготовка специалистов, способных эффективно организовывать и управлять деятельностью российской компании (или отдельных ее структур) на международном рынке или международной компании на российском рынке. Профессиональная деятельность менеджеров-международников включает: управление внешнеэкономической деятельностью, осуществление международных коммерческих операций, маркетинг и рекламу на мировом рынке, биржевую и аукционную торговлю, организацию международной кооперации и пр. Вузы Москвы предлагают также и более специализированные профили бакалавриата в области международного менеджмента: «Управление международными перевозками», «Международный бизнес».

Выпускники профиля могут работать в качестве экономистов, аналитиков, менеджеров структурных подразделений компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; специалистов экономического профиля в органах государственной и муниципальной власти; научных сотрудников институтов; менеджеров международных проектов, руководителей проектов в международных холдингах.

Менеджмент организации

Учебная программа этого профиля ориентирована на подготовку универсальных управленцев, способных диагностировать любые возникающие проблемы в организации, вырабатывать оптимальные управленческие решения и организовывать работу персонала в соответствии с целями и ресурсами организации. Управляемые ими организации могут принадлежать к разным отраслям народного хозяйства. В зависимости от сферы приложения управленческих знаний вузы предлагают более десятка образовательных программ бакалавриата менеджмента профиля «Менеджмент организации»: «Управление в гостиничном бизнесе», «Менеджмент в страховой деятельности», «Менеджмент недвижимости», «Управление культурой», «Менеджмент в образовании» и пр.

Выпускники профиля могут работать в качестве директоров и менеджеров по функциональным направлениям бизнеса, осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность; по мере профессионального развития переходить на должности бизнес-тренеров, заниматься управленческим консультированием.

Направление «Менеджмент», магистратура

Магистратура – это вторая, завершающая ступень высшего профессионального образования, которая позволяет бакалаврам и специалистам, в том числе не обучавшимся ранее по направлению «Менеджмент», овладеть углубленным пониманием профессиональных проблем, навыками аналитической, консультативной, научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Выпускники бакалавриата менеджмента профилей «Государственное и муниципальное управление», «Логистика», «Управление персоналом», «Маркетинг» и других могут продолжить обучение по специализированным программам магистратуры аналогичной направленности.

Основная образовательная программа обучения в магистратуре предусматривает изучение общенаучного и профессионального циклов дисциплин, а также практики и научно-исследовательской работы. Особенностями обучения по магистерским программам являются повышенное внимание к изучению иностранных языков, активная самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов. Про окончании обучения в магистратуре выпускники проходят итоговую аттестацию, которая часто заключается в защите магистерской диссертации в виде самостоятельного исследования, выполненного под руководством ведущих преподавателей. Многие магистерские программы разработаны в соответствии с международными образовательными стандартами и предусматривают возможность зарубежных стажировок и получение диплома зарубежного вуза.

Сфера деятельности: выпускник магистратуры может работать в качестве исполнителя или руководителя различных служб аппарата управления в структуре любой организационно-правовой формы; в органах государственного и муниципального управления; в научно-исследовательских организациях, связанных с решением управленческих проблем; в учреждениях систем высшего и дополнительного профессионального образования, а также может выступать в качестве предпринимателя.

Где работают менеджеры и сколько получают

Главной особенностью профессии менеджера является ее универсальность, позволяющая выпускникам быть востребованными на предприятиях всех форм собственности и во всех секторах экономики. Профессия предоставляет отличные карьерные возможности, особенно если к полученному багажу знаний у выпускника прибавляются такие ценимые работодателями навыки, как управленческий и организаторский талант, инициативность и коммуникабельность.

Отбирая кандидатов на вакансии менеджерских позиций, работодатели ценят наличие у них профессиональной специализации, делового или производственного опыта (хотя бы на уровне практики, стажировки) и владение иностранными языками. Выпускники с квалификацией «менеджер», бакалавр и магистр менеджмента отвечают всем этим требованиям работодателей, а хороший уровень владения иностранными языками демонстрируют те, кто учился по специализациям в международной сфере или внешнеэкономической деятельности.

Квалификация : бакалавр менеджмента
Формы обучения : очная (4 года), заочная, очная и заочная сокращенная (на базе СПО)

Что такое менеджмент?
Сегодня профессия менеджера является одной из самых интересных и востребованных, высокооплачиваемых и перспективных с точки зрения развития карьеры. Благодаря профессиональному и эффективному менеджменту компаниям удается успешно действовать в условиях сверхдинамичных изменений.
Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства – компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.

Кто такой бакалавр менеджмента?
Бакалавр менеджмента – это специалист по управлению людьми, процессами и бизнесом. Он выполняет разностороннюю творческую работу, связанную с планированием деятельности фирмы и ее отделов, налаживанием и поддержанием контактов с деловыми бизнес-партнерами.
Степень бакалавра отвечает международным образовательным стандартам в области высшего профессионального образования и является первой ступенью двухуровневой системы образования в соответствии с Болонской конвенцией, при этом отличается сокращенным сроком обучения .

Где может трудоустроиться выпускник бакалавр менеджмента?
организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах аппарата управления;
органы государственного и муниципального управления;
структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело.
Бакалавр менеджмента может занимать такие должности , как руководитель (менеджер) отдела, менеджер проектов, менеджер по подбору кадров, менеджер по продажам, менеджер по закупкам, региональный представитель, менеджер по рекламе, маркетолог, тренинг-менеджер, индивидуальный предприниматель и другие.

Виды и задачи профессиональной деятельности бакалавра менеджмента
а) организационно-управленческая деятельность

  • участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой и т.д.);
  • участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;
  • планирование деятельности организации и подразделений;
  • формирование организационной и управленческой структуры организаций;
  • организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;
  • разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления);
  • контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;
  • мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей.

б) информационно-аналитическая деятельность

  • сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;
  • построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;
  • создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;
  • оценка эффективности проектов;
  • подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности.
  • оценка эффективности управленческих решений;

в) предпринимательская деятельность

  • разработка бизнес-планов создания нового бизнеса;
  • организация предпринимательской деятельности.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ 521500 – “Менеджмент”

1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. N 686.

1.2. Степень (квалификация) выпускника – бакалавр менеджмента

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 521500 – “Менеджмент” при очной форме обучения 4 года.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Бакалавр менеджмента должен:

Знать основные категории экономической науки и социологии, понимать суть социально-экономических явлений, владеть методами анализа экономических и социальных процессов;

Понимать законы функционирования организаций, уметь анализировать и осуществлять основные функции менеджмента;

Владеть практическими навыками менеджера (осуществление коммуникаций, принятие управленческих решений, управление конфликтами и стрессами и др.).

Бакалавр менеджмента должен быть подготовлен к управленческой деятельности в организациях всех форм собственности на должностях, относящихся к среднему штабному или линейному менеджменту.

1.4. Возможности продолжения образования

Бакалавр подготовлен к продолжению образования:

В магистратуре по направлению 521500 – “Менеджмент”;

Освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по специальностям:

061100 – менеджмент организации,

062000 – управление персоналом

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521500 – “Менеджмент”

3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;

цикл СД - специальные дисциплины;

ФТД - факультативы.

3.5. Содержание регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521500 – “Менеджмент”

Всего часов теоретического обучения -7236 (134 недели х 54 часа)

Практики - 12 недель

Итоговая государственная аттестация - 8 недель.

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 5215 - "МЕНЕДЖМЕНТ"

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:

теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии, - 165 недель

практики - не менее 6 недель, включая:

ознакомительную практику - не менее 2 недель.

производственную практику - не менее 4 недель

итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, - не менее 6 недель

каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) - не менее 31 недели.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме неменее160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521500 - Менеджмент.

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки бакалавра

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза подготовки бакалавра на основе настоящего государственного образовательного стандарта бакалавра.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).

В основных образовательных программах, имеющих в своем наименовании слова "по отраслям" или "по видам", специфика подготовки для конкретной отрасли или вида учитывается прежде всего за счет дисциплин специализации.

6.1.2. При реализации образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин - в пределах 5%,

Формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история", "Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.

Объем часов по каждой из двух других выбранных дисциплин предусматривается не менее 136 часов.

Если вуз выбирает более четырех дисциплин, объем часов по отдельной из них может быть сокращен в пределах норматива рациональной технологии образовательного процесса.

Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;

реализовывать основную образовательную программу подготовки бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельности.

При реализации основной образовательной программы подготовки бакалавра не менее 50% педагогических кадров должны составлять штатные преподаватели вуза.

Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

УМО на основании реальных данных может устанавливать необходимую долю преподавателей, имеющих ученую степень и звание.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

6.3.1. Учебно-методическое обеспечение включает полный перечень учебников, учебных пособий и других материалов, имеющихся в библиотеке вуза и доступных студентам.

6.3.2. Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий - лекциям, семинарам, практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а к моменту аттестации направления - уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра на одного студента дневного отделения.

Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки бакалавра, должно располагать соответствующей действующим санитарно-техническим нормам материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.

Вузы должны иметь компьютерные классы для проведения практикума по информатике и освоения специализированного программного обеспечения. Обеспеченность учебного процесса компьютерами должна составлять не менее одного компьютера на 25 обучающихся.

6.5. Требования к организации практик

Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна предусматривать проведение практик, обеспечивающих знакомство студентов с главными характеристиками реальных организаций и освоение важнейших навыков менеджмента на основе участия в деятельности организаций.

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521500 - МЕНЕДЖМЕНТ

7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра

7.1.1. Бакалавр должен уметь решать проблемы, соответствующие его степени (квалификации) .

Бакалавр менеджмента

Знаком с основными положениями экономической теории, а также учениями в области управленческих и социальных наук, способен анализировать значимые проблемы и процессы в системах управления, а также умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной деятельности;

Имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в обществе и бизнесе, а также о тенденциях развития российской и мировой экономик;

Владеет методами инструментального анализа, необходимыми для выполнения профессиональных функций;

Владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере менеджмента;

Способен пользоваться профессиональной литературой на иностранных языках;

Подготовлен к продолжению образования, умет приобретать новые знания, в том числе, используя современные информационные технологии.

7.1.2. Каждый вуз должен разработать иметь фонд контрольных заданий для оценки качества подготовки бакалавра. Фонд используется для регулярного проведения самоанализа работы, а также при аттестации специальности и вуза. Фонд должен включать операционные формы заданий, вопросов, тестов, задач, которые позволяют оценить уровень знаний, навыков и умений, их соответствие положениям настоящего стандарта и квалификационным требованиям.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра

7.2.1. Итоговая государственная аттестация бакалавра включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра

Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой законченную разработку, в которой анализируется одна из теоретических либо практических проблем менеджмента. Квалификационная работа должна отразить умения студента самостоятельно разработать избранную тему и сформулировать соответствующие рекомендации.

7.2.3. Требования к государственному экзамену

Формы и содержание государственного экзамена должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки студентов, завершивших обучение, и подтвердить их соответствие квалификационным признакам, изложенным в п.1.3.

Государственный экзамен должен иметь комплексный, междисциплинарный характер и проводиться по программам, охватывающим широкий спектр фундаментальных вопросов по базовым курсам, изученным за период обучения.

С О С Т А В И Т Е Л И

Учебно - методические объединения с базовыми вузами: Государственный университет управления, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Государственный университет - Высшая школа экономики.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на совместном заседании Учебно-методических советов ГУУ, МГУ им. М.В. Ломоносова и ГУ-ВШЭ 16 февраля 2000 г., протокол № 1.

Председатель Совета УМО ГУУ ПОРШНЕВ А.Г.

Заместитель председателя Совета УМО ГУУ КОРОТКОВ Э.М.

Председатель Совета УМО МГУ САДОВНИЧИЙ В.А.

Председатель НМС по экономике КОЛЕСОВ В.П.

УМО университетов

Председатель Совета УМО ГУ-ВШЭ КУЗЬМИНОВ Я.И.

Заместитель председателя Совета УМО ГУ-ВШЭ ЛЮБИМОВ Л.Л.

С О Г Л А С О В А Н О

Управление образовательных программ

и стандартов высшего и среднего

Профессионального образования ШЕСТАКОВ Г.К.

Начальник отдела гуманитарного и

Экономического образования ПЕТРОВА Т.Э.

Ведущий специалист отдела

Гуманитарного и экономического

Образования РОГОЗИНСКАЯ Е.А..