8 мирских забот в буддизме. Стратегии работы с восемью мирскими заботами. Является ли текущее переживание более достоверным? Arrow down Arrow up

Действительным противоядием от восьми мирских дхарм, согласно указаниям Чже Цонкапы, является медитация о драгоценности человеческой жизни, непостоянстве и смерти. Восемь мирских дхарм оказывают на нас очень сильное влияние, потому что мы не осознаем ценности человеческой жизни. Мы не осознаем ценности свобод и благих условий, которой наделена наша драгоценная человеческая жизнь . И то, с помощью чего мы можем разрешить свои проблемы во всех своих будущих жизнях, жизнь за жизнью, мы не используем должным образом даже для решения наших временных проблем в этой жизни. И когда вы поймете ценность своей человеческой жизни, являющейся драгоценной, вы не захотите использовать ее для вот этих восьми мирских забот, которые просто создают вам все новые и новые проблемы. Вы захотите использовать свою жизнь для гораздо более важных проектов. Но для этого, для того, чтобы у вас появилось такое осознание, очень важно понять всю драгоценность человеческой жизни. Поэтому медитация о драгоценности человеческой жизни имеет три части: (1) осознание своей человеческой жизни как драгоценной; (2) осознание значимости драгоценной человеческой жизни; (3) осознание редкости драгоценной человеческой жизни. Вот эти три положения очень важны. Вы должны посредством медитации принять в свое сознание, глубоко в сердце, вот эти три осознания. Медитация – это не сидение в определенной позе с закрытыми глазами. Вы должны просто размышлять над названными тремя положениями и сначала осознать, что ваша собственная жизнь является не просто человеческой, а драгоценной человеческой жизнью . Нужно понять, почему она является драгоценной – эта ваша человеческая жизнь, и почему, скажем, жизнь животного не считается драгоценной. Начните с размышлений о том, почему Будда сказал, что человеческая жизнь – драгоценна, но при этом не каждый человек обладает драгоценной человеческой жизнью. Кто же из людей обладает этой драгоценной человеческой жизнью? Подумайте: есть у вас самого эта драгоценная человеческая жизнь или нет её у вас? После размышлений такого типа вы поймете, как вы счастливы, ибо обладаете драгоценной человеческой жизнью. Мой учитель Пано Ринпоче сказал мне, что когда человек по-настоящему осознает драгоценность человеческой жизни, он становится от этого очень счастливым. Это сравнимо с тем, что у одного очень бедного человека в доме, в его собственном доме, лежит сокровище, но он об этом не знал и, не имея средств поддержания жизни, был вынужден побираться и с трудом перебивался с хлеба на воду. Он чувствовал постоянный голод и вдруг неожиданно обнаруживает в своем собственном доме это огромное богатство. Вы только вообразите себе, какое состояние счастья испытывает этот нищий человек! И вот это состояние похоже на состояние того счастья, которое испытывает человек при осознании драгоценности своей жизни. В сансаре есть одно сокровище, и этим сокровищем является драгоценная человеческая жизнь. Ибо, опираясь на эту драгоценную человеческую жизнь, вы можете пересечь океан сансары. До вас должно дойти: «Сегодня у меня действительно есть шанс освободиться от сансары, полностью освободиться от этого страдания. Если я сейчас использую этот шанс, то в будущем мне не придется больше снова и снова применять противоядия от различных страданий». Лично я, когда медитировал в Дхармасале о драгоценной человеческой жизни, стал очень спокойным. Я жил в горах, без всяких удобств и иногда даже без пищи, когда рис заканчивался. Но у меня никогда не было чувства, что я – бедный. Я чувствовал, что очень богат внутри. Это ничего, что рис кончился, – попрошу внизу у людей. Когда запасы еды кончались, у меня не было из-за этого никаких переживаний или озабоченности. Я не говорил: «Риса нет, масла нет, электричества нет, в избушке (Йогины, медитирующие в горах близ Дхарамсалы, построили себе избушки, сложив стены из камней и обмазав их глиной. По условиям они ничем фактически не отличаются от голой пещеры в горах. ) – холодно, - какой кошмар!» Никогда не имел подобных чувств. Медитация о драгоценности человеческой жизни дает уму силу, потому что приходит понимание того, что эта моя жизнь является драгоценной человеческой жизнью, наделенной особыми свободами и условиями, и если я их правильно использую, то буду счастливым из жизни в жизнь и многим людям смогу помогать, и от этого рождается энтузиазм. Одновременно с этим осознается реальная возможность того, что смерть может наступить уже завтра, и если это случится – вот это будет настоящий кошмар. Тогда драгоценная человеческая жизнь окажется потерянной. «Умереть я не боюсь. Смерть неизбежна для каждого, кто родился на этот свет, и все рано или поздно умрут, и я – тоже. Мне жалко, что эта драгоценная человеческая жизнь закончится. Сейчас у меня есть свободы и благие условия, имеется учитель, доступны книги, имеется всё, что необходимо для духовной практики. Неизвестно, удастся ли получить в будущем такую драгоценную человеческую жизнь». Вот такое чувство сожаления является нормальным. В этом случае ум будет всегда оставаться спокойным. Это я точно знаю по собственному опыту. Могу дать стопроцентную гарантию. У меня нет высоких реализаций, я не имею ясновидения, у меня нет особого интереса к ритуалам и использованию колокольчика и ваджры, но практика Ламрим является моей основной практикой, потому что я заинтересован в том, чтобы изменяться внутренне. Практика Ламрим – это как раз то, что меняет мой ум. Если бы я стал мастером проведения обрядов и ритуалов, то наверняка бы возгордился и смотрел на ошибки других при проведении ими религиозных церемоний: «Это надо делать не так, это – неправильно» и т.д. Но когда занимаешься практикой Ламрим , то выполняешь внутреннюю практику. Никогда не смотри на других людей – не суди их. А всегда суди внутренне самого себя. Я вам скажу: нет лучше практики, чем Ламрим . Если бы меня спросили, какая практика лучше – Гухьясамаджа-тантра, Ямантака-тантра или Ламрим , я бы ответил однозначно: «Ламрим ». После Ламрима , на основе реализаций Ламрима , можно заниматься тантрической практикой. Тогда она будет благотворной. Но никогда не следует практиковать Тантру, отбросив Ламрим . Это очень большая ошибка. Если бы вам предложили выбрать одно из двух – либо Ламрим , либо Тантру, то я бы вам посоветовал выбрать Ламрим .Пусть даже вам сказали бы, что если вы выбираете Ламрим , то не получите ни практики Гухьясамаджи, ни практики Ямантаки, ни Махамудру, ни Дзогчен, а если вы хотите получить эти практики, то нельзя получить Ламрим . Что бы вы выбрали? Мне нужен Ламрим . Если нужно выбирать только одно из двух, то с абсолютной необходимостью это должен быть именно Ламрим . Конечно, было бы хорошо иметь и то, и другое. Если бы вы спросили Его Святейшество Далай-ламу, что лучше выбрать в такой ситуации, он сказал бы вам то же самое. Сам Его Святейшество выбрал бы тоже именно Ламрим . И я вам говорю это не голословно: я исследовал все тексты великих мастеров, таких как Первый, Второй, Третий, Пятый, Тринадцатый, Четырнадцатый Далай-ламы, Панчен-ламы и др. Все они говорили, по сути, одно и то же. Поэтому, когда вы слушаете учение по Ламриму , то не надо слушать, думая про себя: «Я слушаю то, что раньше уже много раз слышал. Вот опять – известные для себя вещи слушаю». Это очень большая ошибка – слушать учение с таким настроем. Слушание наставлений в Дхарме – это не просмотр телепередач, относительно которых можно сказать: «О, однажды я это уже видел, незачем снова смотреть». Что касается учений Дхармы, в них глупостей нет. Раньше вы слушали учение Ламрим , освещенноес одной стороны, в следующий раз оно освещается с другой стороны. Существует множество разных комментариев к Ламрим у. В традиции Гелуг имеется восемь знаменитых текстов, излагающих Ламрим : «восемь великих руководств по Ламриму ». И каждый из них излагает учение Ламрим в новом ракурсе, если сравнивать его с уже существовавшими прежде комментариями. В совокупности все эти комментарии дают полную картину учения Ламрим . Поэтому, когда вы слушаете в очередной раз наставления по Ламриму , не надо воспринимать их так, как вы относитесь к очередному показу телесериала, который вы уже прежде видели: «А, это уже было!». Слушать Ламрим с подобным настроем – это большая ошибка. В сериалах, которые вы любите смотреть, нет никакой глубины. А вот Ламрим имеет неисчерпаемую глубину. Для вас было бы очень полезно – получить комментарии ко всем базовым текстам «Ламрим»: сравнивая эти наставления, освещающие этапы Пути с разных сторон, вы получите всестороннее понимание механизма продвижения по Пути Просветления. Вы поймете, что лучший метод обуздания ума, его тренировки – это именно практики Ламрима ,а не какие-то «высокие» практики. Последние способны, конечно, дать вам на некоторое время ощущение счастья. Но они не станут для вас методом тренировки ума. А Ламрим даст вашему уму силу и закалку, и по прошествии времени вам не придется тренировать его заново.

2.1.2.1.1. Отказ от восьми мирских дхарм

Что делает нас нечистыми духовными практиками? Я говорю не о высших уровнях, а о начальном этапе буддийской практики. Именно восемь мирских дхарм загрязняют вашу практику Дхармы. Восемь мирских дхарм - это тот вор, который обкрадывает вас, и он обитает внутри вас. Поэтому нужно опознать этого вора, чтобы изгнать его из своего дома. Если вы не сделаете этого, то практика Дхармы может только усугубить вашу помраченность. Вам понятно? Все эти мирские заботы - так называемые мирские дхармы - подобны яду. Если вы их не заметите и не пресечете в момент их порождения, то потом они очень сильно разрастутся в вашем сознании и распространят свой яд на все ваше сознание. Поэтому для нас очень важно в самом начале избавиться от восьми мирских дхарм. Это наша основная цель в начале практики, это - главная мишень.

Таким образом, устранение привязанности к этой жизни означает устранение восьми мирских дхарм, ибо если представить привязанность к этой жизни в сжатой форме, то все виды привязанности можно включить в восемь мирских дхарм. Если вы избавитесь от восьми мирских дхарм или, по крайней мере, уменьшите силу их проявления, то у вас действительно появится возможность стать настоящим духовным практиком, и в вашем сознании возникнет умиротворение. На первый взгляд кажется, что восемь мирских дхарм приносят вам счастье, но в действительности они создают все больше проблем - новых и новых проблем. Они действуют подобно соленой воде: дают небольшое удовлетворение, но одновременно усугубляют жажду. И никогда не наступит то время, когда вы напьетесь, действительно утолите свою жажду с помощью соленой воды восьми мирских дхарм.

Если вы считаете себя духовными практиками, то стыдно вам не знать, что такое восемь мирских дхарм. Это то же самое, что называть себя профессором и при этом не знать азбуки. Итак, первая практика буддизма начинается с объявления войны восьми мирским дхармам, с уменьшения влияния восьми мирских дхарм. Каковы эти восемь мирских дхарм? Первая мирская дхарма - это быть счастливым от похвалы. Почему же похвала, если она дает вам счастье, и вы рады ей, является мирской дхармой? Дело в том, что вы испытываете от похвалы состояния счастья в силу того, что вы привязаны к похвале, а раз вы привязаны к похвале, то от этого у вас возникает очень много негативных мыслей. Например, если вы привязаны к похвале, то вы хотите слышать все больше и больше похвалы в свой адрес. Это как соленая вода: вам нравится, когда вас хвалят, и вам хочется, чтобы вас хвалили снова и снова - всегда только хвалили, но от этих похвал вы перестаете получать удовлетворение, вам захочется, чтобы вас восхваляли и превозносили все больше и больше. Это - то же самое, что пить соленую воду: чем больше вы будете слышать похвал в свой адрес, и чем больше вы будете привязываться к ним, тем больше будет становиться рана в вашем уме. А если ваш ум имеет рану, то обидные слова в ваш адрес причиняют мучительную боль. А другой человек, у которого есть знание Дхармы, и нет раны в уме, только посмеется, услышав те же самые слова в свой адрес. Слова сами по себе слова никого не обижают и никому не причиняют вреда, слова могут причинить вам боль только в том случае, если у вас имеется соответствующая рана в сознании. Например, если мужчине сказать: «Ты - не красавец», он не обидится, а просто посмеется. Для женщины же эти слова - худшее оскорбление. Но если мужчину обозвать трусом, то он разозлится. Ведь мужчины, как правило, очень привязаны к тому, что они очень мужественные, сильные. Если же вы привязаны к похвале, то от этого ваша рана в уме становится только глубже и шире, и дело дойдет до того, что вы будите хотеть только одного - похвалы. Для того чтобы люди вас хвалили, вы будете делать очень много разных вещей, очень плохих вещей, и вы будете лгать. А затем, если вы будете слышать не похвалу, а только критику в свой адрес, то в состоянии гнева способны натворить еще больше плохих вещей. В чем тогда смысл вашей жизни? Смыслом вашей жизни станет только одно - сбор хвалебных слов в свой адрес. Так происходило в прошлом с царями, которые были настолько привязаны к славе и репутации, что пытались контролировать очень многих людей и даже многие государства. И из-за своей жажды власти они имели только конфликты, войны, междоусобицы и ничего в итоге не достигали. Вспомните историю - сколько людей погибло из-за привязанности к славе, известности, репутации! И вы поймете, как глупо было бы растрачивать свою жизнь на такие вещи.

Самое главное, вы сами должны быть хорошим человеком - не ради того, чтобы люди отзывались о вас хорошо. Просто вам самому надо быть хорошим человеком. Если вы - хороший человек, а люди называют вас плохим, то для вас это даже хорошо: у вас будет меньше привязанности (к этой жизни и сансаре вообще). Если вы обладаете настоящим золотом, а люди утверждают, что это не золото, то для вас это хорошо: у вас будет меньше препятствий, вам не станут завидовать и т.д. Поэтому мастера традиции Кадампа советовали: «Не радуйся хвале, а радуйся критике». Похвала сделает тебя надменным, гордым, высокомерным, а критика поможет тебе избавиться от ошибок и недостатков. Критика - это метла, которая выметает всю грязь. Но не будем сейчас слишком подробно говорить об этом. Это более уместно сделать во время наставлений по Лочжонгу .

В буддизме считается, что дебютной ошибкой в нашей жизни является привязанность к славе и к репутации, а это - не более чем слова. Играя в шахматы, не надо стремиться к красивым ходам, - в расчете на восхищение со стороны, - а следует делать эффективные ходы - так, чтобы выиграть игру. Наша жизнь похожа на шахматы, и поэтому не делайте дебютных ошибок. А из-за привязанности к похвале возникают дебютные ошибки. Если у вас сохранилась привязанность к похвале, то даже если вы начнете практику Дхармы, то вам не удастся выполнять её чисто. Ибо в этом случае вы захотите стать каким-то особенным, выдающимся из всех учеников. И для того, чтобы выделиться из толпы учеников и стать кем-то особенным, вы будете вырабатывать какие-то далеко идущие планы и делать все для того, чтобы люди вас хвалили. В итоге вы обманываете самих себя: вы вовсе не занимаетесь настоящей практикой Дхармы, а только и делаете, что двигаете колесо мирской дхармы, даже если читаете тексты каких-то садхан - тантрических практик. Если вы выполняете практику Ямантаки только ради репутации в этой жизни, то это значит, что вы занимаетесь только мирской дхармой. Это не практика Дхармы.

А вторая мирская дхарма - это быть несчастным из-за критики. Чтобы отсечь эту мирскую дхарму, вы должны знать, что критика - это вещь очень полезная для вас. Если у вас действительно есть недостатки, и кто-то вас за это критикует, то для вас это лучше. Это то же самое, как если бы ваше лицо оказалось грязным, и к вам кто-то подходит и говорит: «У тебя грязное лицо». Чего тут расстраиваться? Вам нужно просто умыться. Аналогичным образом, пока мы находимся в сансаре, у нас все время будет очень много грязи. В грязном болоте сансары невозможно остаться чистым. И не надо поражаться и возмущаться, если кто-то критикует вас: ваши недостатки - это не новость для вас, и нет ничего необычного в этом. Чужая критика не должна вызывать у вас потрясение или удивление. Если вы - дети, играющие в грязном поле, возвращаетесь домой, и мать говорит: «Да у тебя штаны - грязные, рубашка - грязная, башмаки - грязные и даже нос твой - в грязи», то чему тут удивляться? Вы же играли в грязном поле, где много луж, грязи и т.д. Единственное, что вы можете в этой ситуации - это поменьше валяться в этой грязи, менее резво играть и попытаться сберечь свою одежду, чтобы она оставалась не очень уж грязной. Ясно да? Если же у вас нет этих недостатков, о которых идет речь, но, тем не менее, вас критикуют из зависти или из каких-то еще причин, то в этом случае расстраиваться тоже не стоит: у вас же нет этих недостатков. А критика - это всего лишь слова. Пусть они продолжают критиковать вас, пока не устану, их слова не сделают вас хуже: станете вы лучше или хуже, это зависит, в основном, от ваших собственных действий, а не от того, каким вас видят другие.

Когда Панчен-лама находился в китайской тюрьме, китайские власти применяли к нему в качестве мер воздействия и критику, и хвалу. Панчен-лама вел себя одинаково спокойно и тогда, когда они его оскорбляли, и тогда, когда они его превозносили как высочайшего духовного иерарха Тибета. Он сохранял неизменно радостное настроение. Китайцы были удивлены его поведением и спросили, почему он одинаково реагирует на хвалу и на критику. Панчен-лама ответил им: «Я знаю, кто я. Ваши слова не сделают меня лучше или хуже». Это отсутствие мирских дхарм - одно из свидетельств его совершенной духовной реализации. В Тибете людей, которые знают философию, не впечатляет чье-то умение летать или какая-то иная чудесная способность. Но по-настоящему достойным уважения они считают людей, которые благодаря медитации освободились от власти восьми мирских дхарм. Тот, кто вышел из-под влияния восьми мирских дхарм, является действительно святым человеком, ибо он совершенно безвреден: он не только никогда не причиняет никому вреда ни поступком, ни словом, но даже и не думает плохо о других.

Когда вы встретитесь с таким человеком, то сразу этой поймете по его внешнему виду и по тому, как он говорит: он всегда говорит только хорошее о других и стыдится говорить что-то хорошее о самом себе. Сейчас, когда я вам говорю об этом, вам, наверное, это кажется чем-то чрезвычайно трудно достижимым. На самом деле этого добиться не так трудно. Когда человек не умеет печатать на пишущей машинке, то, если ему велят напечатать за очень короткое время сто слов «вслепую», это покажется для него чем-то невозможным. Но, имея навыки, секретарь любого офиса без труда справляется с такими задачами. По прошествии нескольких месяцев обучения и вы сможете делать то же самое. Даже очень трудные вещи удается сделать посредством тренировки. Только нужна постоянная, упорная тренировка. Постоянный тренинг сознания - такова должна быть цель вашей медитативной практики в Курумкане. Я хочу, чтобы вы в первую очередь достигли результата в этом первоначальном уровне практики - избавились от власти восьми мирских дхарм и занимались чистой духовной практикой.

Третья мирская дхарма - это радоваться богатству. И четвертая мирская дхарма - это быть несчастным от бедности. У всех обычных людей есть эта мирская концепция: не только богатые люди привязаны к богатству, бедные - тоже. И до тех пор, пока вы обладаете этой мирской концепцией и воспринимаете богатство как счастье, а бедность - как несчастье, то для вас богатство имеет первостепенное значение, а Дхарма занимает второстепенное место: вы отодвигаете духовную практику на дальний план, а на первый же план вы ставите именно это - достижение материального благосостояния. У вас по этому поводу возникает очень много планов и концепций. Вы начинаете действовать и постоянно переживаете падения. А в своих падениях обвиняете других. И когда-нибудь наступит день, когда к вам придет смерть, жизнь ваша закончится. В этот момент, когда ваши глаза уже не смогут видеть, когда вам уже будет трудно дышать, в вашем затуманенном сознании промелькнет мысль: «В свое время я получил от своего Учителя драгоценную Дхарму, но у меня так и не нашлось времени для ее практики. Я полностью погрузился в дела этой жизни. Пытался копить добро, но так ничего и не достиг». И в момент смерти вы почувствуете сожаление: и мирские цели не были достигнуты, и практика Дхармы не получилась. Мирские дела невозможно все переделать. Это подобно бритью бороды: каждый день вы бреетесь, и каждый день она вырастает снова. Вспомните о тех людях, которые жили до вас. Все они умерли, так и не переделав все свои дела, их дела остались незавершенными. Вспомните великих мира сего, могущественных русских царей или, английских королей. Как ни велика была их власть при жизни, они умерли, оставив после себя незаконченные мирские дела. Их дети пытались продолжить их дела, но тоже умерли, так и не завершив их.

Итак, мирские дела нескончаемы. Если вещь невозможно довести до конца, зачем же вкладывать в это так много усилий! Все эти дебютные ошибки возникают вследствие привязанности к богатству. А если вы бедны, то в глубине души думаете, что богатство сделает вас счастливым. Это ошибка. Бедный страдает от бедности, но у богатых - страдание от богатства: они меньше спят, у них больше волнений, беспокойств, стрессовых факторов. Живя в загородном доме, богач тревожится за свою городскую недвижимость. Имея, скажем, пять машин, он ездит только на одной. Хотя богатые люди имеют множество всяких вещей, им не хватает времени, чтобы использовать их все. Тело ведь у них одно. Человеческая жизнь коротка, и для этой короткой жизни достаточно немногих вещей: простой пищи, чтобы насытить себя, и простой одежды, чтобы было чем защитить тело от холода или жары и выжить. Этого достаточно. Вам не нужно иметь слишком много вещей. Понимание этого даст вам чистую удовлетворенность. Как только в вашем сознании появится удовлетворенность, с того момента вы станете по-настоящему богатым человеком: это внутреннее богатство.

Вот если вы не понимаете этих вещей, то, когда у вас появляется некоторое количество денег, вы в восторге от этого - очень эмоционально выражаете свою радость, прыгаете и летаете, а как только деньги кончаются, и наступает полоса финансовых неудач, вы погружаетесь в депрессию. Поэтому вам следует знать философию. Нужно знать философию «волны»: удача в жизни - это волна, которая поднимает вас наверх, но эта же волна рано или поздно обрушится вниз и вы - вместе с нею упадете вниз. Люди, которые знают, что поднимаются на волне, не будут слишком восторженно этому радоваться, потому что они уже готовы к падению. Когда человек, знающий философию, упадет вместе с волной вниз, он не очень-то расстроится, потому что он знает, что затем снова поднимется вверх. Наша жизнь подобна волне. Этот пример служит иллюстрацией к философии жизни: иногда в океане возникает некоторая волна богатства и несет вас вверх, но, поднимаясь вверх, вы уже должны осознавать, что все взлеты заканчиваются падением, и данная волна также обрушится вниз. Многие не понимает этого, и когда они немного поднимаются, то начинают сразу вести шикарную жизнь и привыкают к богатству, а когда волна опускает их вниз, то они очень расстраиваются - именно потому, что привыкли к роскоши. И тогда такие люди становятся хуже собак, потому что собаки, когда они не могут найти себе пропитание, не реагируют так остро. А люди этого типа, не понимающие того, что их носит волна вверх и вниз, в то время, когда поднимаются вверх, мнят о себе: «О, какой я умный!», а когда падают вниз, то впадают в депрессию: «Ах, какой я несчастный!» Буддийская философия ставит вас на землю.

Когда вы становитесь богаче, не привязывайтесь к богатству, осознавая, что на самом деле вы не можете стать собственником всего этого богатства: ничто в мире невозможно приобрести в свою полную собственность. Поймите, что вы лишь временно владеете своей собственностью. Даже олигархи вроде Березовского, хотя им кажется, что они владеют своими огромными состояниями, в действительности владеют ими временно: они умрут, и всё оставят, не смогут забрать с собой. Если человек не может стать даже собственником своего тела, как он может стать собственником земли? Если провести такого рода анализ, то вы придете к выводу: «И я, и Березовский - лишь временно владеем вещами. И с точки зрения временного использования вещей мы находимся в равном положении - владеем многими машинами, самолетами и другими вещами - только временно. Эта земля - тоже наша земля, богатства в её недрах и на её поверхности - это наши богатства, это - наша нефть, это - наша Россия». То есть, материальная ситуация одинакова для олигархов и обычных, небогатых, людей. Но у нас с вами есть то преимущество, что мы не страшимся всё потерять. А для Березовского, поскольку он очень привязан к своему богатству, его привязанность действует как сладкий яд.

Так что поймите: привязанность к богатству очень вредна. Для вас изречение мастеров Кадампы могло бы звучать примерно так: «Не очень-то радуйтесь богатству и не очень-то расстраивайтесь из-за нищеты». То есть вам можно немного порадоваться, когда появляются деньги. Если бы вы вообще не радовались богатству, то вам и работать не захочется. Если вы богаты, то это тоже - хорошо, потому что деньги дают вам разнообразные возможности. Но не будьте слишком рады богатству, потому что в этом кроется большая опасность. Вы должны понимать смысл этих слов. Но если вы хотите заниматься чистой духовной практикой, то лучше быть бедным, чем богатым. И для таких практиков мастера Кадампы как раз и говорили: «Не радуйся богатству, радуйся бедности. Из-за богатства в тебе возрастут все пять видов омрачений. Бедность поможет тебе практиковать Дхарму. И бедность - это украшение духовного практика». Это слова из учения мастеров Кадампа. Я сам все время повторяю их про себя во время своих поездок, в то время, когда я занят всякими делами, и для меня это очень полезно. Когда в вашем сознании возникают мирские заботы, мирские дхармы, то в это время вы должны вспоминать об этих изречениях, и они вам помогут.

Теперь - пятая и шестая мирские дхармы . В связи с ними существует изречение мастеров Кадампы: «Не радуйся временному счастью, а радуйся временному страданию».

Привязанность к временному счастью и неприязнь к временному страданию являются мирскими дхармами. Все мирские проблемы являются следствием восьми мирских дхарм, и если вы хотите решить свои проблемы, то это можно очень легко сделать, отказавшись от восьми мирских дхарм. Тогда вы можете жить в таком мегаполисе, как Москва, и спокойно заниматься своей практикой. Когда я разговариваю с людьми, и они узнают, что значительную часть своего времени я проживаю в Москве , они обычно говорят: «В Москве ужасные условия для медитации. Там невозможно медитировать». Так думают и москвичи, и иногородние. Когда я нахожусь в Москве, я, как обычно, читаю тексты, немного занимаюсь медитацией. Для меня нет разницы, где я нахожусь, - в Москве или в каком-то другом месте. Потому что я не открываю дверь восьми мирским дхармам. Если бы я позволил войти в дверь моего ума восьми мирским дхармам, то тогда я оказался бы очень занят, так что на чтение и медитацию времени бы не оставалось. Рано утром мне надо было бы бежать в метро, куда-то ехать, с кем-то встречаться, разговаривать, хлопотать, беспокоиться, нервничать и т.д. Всё мое время было бы занято мирской суетой. Поэтому я говорю вам, исходя из собственного опыта: если вы хотите решить свои мирские проблемы, то попытайтесь уменьшить в себе восемь мирских забот или восемь мирских дхарм. И это будет для вас очень полезно. Потому, что эта практика даст вам умственную силу. Если у человека нет силы ума, то такой человек не может умерить свою радость, когда он становится богатым, и не может выйти из состояния депрессии, когда он теряет деньги.

Для того чтобы вам удалось уменьшить силу влияния восьми мирских дхарм, вам необходимы философия и некоторая внутренняя сила. Не зря мастер Ашвагхоша говорил, что буддийская практика очень трудна, что она является гораздо более трудной, чем духовные практики других религий, ибо буддийская практика - это практика ума, тогда как большинство других религиозных практик - это, в основном, практики речи и тела. Исправить образ мышления - это очень трудная задача. Если под влиянием восьми мирских дхарм ум идет в неправильном направлении, то что бы вы ни делали, полагая, что занимаетесь практикой Дхармы, - зажигаете ли масляные светильники перед Полем Заслуг, делаете ли простирания, читаете мантры или декламируете священные тексты, проводите ли буддийские ритуалы, - все это не является практикой Дхармы. Это всё - практика мирских дхарм, ибо ваша мотивация находится под их влиянием.

С помощью философии и размышлений о восьми дебютных ошибках вы обретете духовную силу и тогда станете правильно относиться к богатству и бедности, а также к временному счастью и временным страданиям. Алгоритм отсечения привязанности к временному счастью - тот же самый, что и для преодоления мирского отношения к богатству. Нужно осознать, что временное счастье, то есть мирское счастье, возможное в сансаре, - это обман, потому что это - не настоящее счастье, и оно «пожирает» ваше долговременное счастье и создает множество страданий. Почему так обстоит? Всё дело в вашей привязанности к временному счастью. Из-за своей привязанности к временному счастью мы совершаем очень много неправильных поступков, даже идем на преступления.

С буддийской точки зрения то, что мы считаем счастьем, на самом деле настоящим счастьем не является. Лежание на пляже, выпивка, курение - это все не есть настоящее счастье. Если бы это было настоящим счастьем, то вы по мере того, как наслаждаетесь им все больше и больше, должны были бы чувствовать все больше и больше счастья. Но это не так. Вы можете пить только до какого-то предела, а если перепьете, то это принесет вам не счастье, а только страдание. Поэтому вы должны понимать, что на самом деле то, что люди называют счастьем, не является настоящим счастьем, а суть страдание перемен, тогда как истинное счастье - это не что иное, как ум, полностью свободный от омрачений. И когда в вашей жизни возникает какое-то временное счастье, вы должны сразу себе сказать: «Это не настоящее счастье, поэтому я не должен за него цепляться: если оно продлится - хорошо, если кончится - не беда». Никакой мирской объект в действительности не может дать вам истинного счастья, поэтому, если имеете что-то, приносящее вам удовольствие и радость, - это хорошо, если это исчезнет - не трагедия. Не привязывайтесь к мирским объектам. Если вы привязаны к какому-то объекту, то в первую очередь у вас возникает страдание из-за того, что вы не имеете этого объекта. Одни люди страдают из-за того, что у них нет мужа (жены), другие страдают из-за того, что у них нет детей, третьи страдают из-за того, что у них нет машины или квартиры. Откуда всё это страдание берется? Страдают от отсутствия мужа (жены) те люди, которые привязаны к идее, что им надо иметь мужа (жену). Когда им не удается создать семью, они начинают «комплексовать»: «Чем я хуже других? Почему у меня не получается найти мужа (жену)?». Если вы исследуете механизм возникновения наших страданий, то увидите, что все сводится к привязанности, к привязанности к тому или иному объекту. У каждого из вас проявляются какие-то страдания, обусловленные отсутствием у вас того или иного объекта. Причиной всему этому является привязанность.

Во вторую очередь возникает страдание из-за того, что у вас имеется этот объект - объект вашей привязанности. Например, у вас не было мужа, и вы очень страдали по этому поводу, но вот, наконец, вы вступили в брак. Теперь вы страдаете из-за того, что у вас есть муж. Современные мужья в России - это далеко не всегда очень хорошие мужья. Может быть, ваш муж гуляет или пьет, а может быть, даже поколачивает вас. Он ограничивает вашу свободу, вы очень устаете от хлопот и забот о нем. Вы думаете: «Вот когда у меня не было мужа, я была свободной, а теперь, когда я замужем, моя жизнь стала только хуже. И это вид страдания, причиной которого являются не только ваши мужья (жены), но и вообще все объекты ваших желаний, которыми вы обладаете: это «страдание от обладания желанным объектом». И когда ваше страдание от обладания желанным объектом становится особенно сильным, вы говорите: «Лучше без мужа жить, чем с мужем». И у вас возникает желание развестись с мужем. Потому, что страдание, вызванное тем, что вы имеете мужа, становится сильнее, чем страдание от неимения мужа. И вы расстаетесь со своим мужем. А когда вы с ним расстаетесь, то у вас возникает третий вид страдания - это «страдание от расставания с объектом желания». Вы начинаете скучать по своему мужу, и он по вас скучает, вы и ваш муж вспоминаете только все хорошее, что было во время совместной жизни, и вам хочется снова сойтись, вы сходитесь, несколько дней вы чувствуете себя очень счастливым человеком, но потом цикл начинается снова, и возникает новое страдание. Поймите эти слова правильно: в буддизме не говорится, что не надо жениться и выходить замуж. Брак необходим, только не надо иметь неправильных концепций по поводу брака. С каким же отношением к браку нужно заключать его? Брак заключать надо с пониманием ситуации, в которую вы попадаете, с пониманием того, что вы не являетесь независимым. Если бы вы были независимым, то ни в чем вообще не нуждались бы, в том числе в муже (жене). Вам нужно опереться на надежного человека, мужа (жену), чтобы в трудные времена мы могли друг другу помочь. Если мужчина и женщина вступают в брак на основе такого принципа сотрудничества и взаимопомощи, то вот такой союз будет очень стабильным и прочным. Но, как правило, мужчины ищут себе жен, исходя из своего эгоцентризма, и то же самое - с женщинами: ищут спутников жизни, побуждаемые эгоцентричным желанием стать самим счастливыми. Муж надеется: «Жена будет готовить мне еду, стирать и гладить одежду, делать уборку в доме». Жена думает: «Мой муж купит мне шубу, машину, наряды». А когда эти ожидания не оправдываются, то они чувствуют себя несчастными. Виной всему - их мирские принципы.

Все эти полезные советы, которые я вам даю, не связаны напрямую с текстом, который я комментирую, но зато они связаны с вашей жизнью. Если вы действительно подумаете об этом хорошенько, то сможете извлечь из этих советов какой-то нектар, который будет очень полезным при решении ваших жизненных проблем. Если вы будете пить этот нектар для профилактики, то есть еще до того, как у вас возникла проблема, то возникающую проблему вы сможете легко разрешить. Если всерьез воспримете мои советы, то поймете, что если муж (жена) есть - это хорошо, если у вас нет мужа (жены) - это тоже хорошо. Вообще говоря, если вам удается получить желанные вещи, - это хорошо, если не получается - тоже хорошо. Не нужно цепляться за мирские объекты. Вам не обязательно иметь их у себя. Жизнь коротка. Единственное, что является обязательным для вашего настоящего счастья, это - свобода ума от омрачений. А что касается всего остального, то если они есть - это хорошо, если их нет - ничего страшного. Вот такой принцип надо утвердить в своей жизненной позиции.

Поэтому мастера Кадампы и говорили: «Не радуйся временному счастью, радуйся временным страданиям». От временного счастья возрастают три вида омрачений, а временное страдание очищает от негативной кармы. Временное страдание является благословением духовного наставника. Если вы действительно поймете это, то для вас они будут очень полезны. В этом случае, испытывая временные страдания, возможно, даже физическую боль, вы будете сохранять спокойный ум, ибо знаете: с момента рождения вы подвержены страданиям - болезни, старению, смерти. Благородная истина страдания говорит, что ваши собственные тело и ум, поскольку они родились в зависимости от клеш и негативной кармы, суть базис страдания. Вы будете осознавать: «Сансара по своей природе есть страдание. Как объяснил мой учитель, это страдание - еще малое страдание, если я не устраню причину страдания, имеющуюся в моем уме, то в будущем я испытаю намного худшие страдания, чем эта моя боль, которая раскрывает мой ум».

В тексте «Ламрим чен-мо» Чже Цонкапы тоже говорится, что страдания имеют много положительных качеств. Во-первых, благодаря страданиям можно гораздо быстрее развить в себе отречение. Если вы не испытываете временного страдания, то совершенно погрузитесь в мирские заботы и будете витать в облаках, в отрыве от реальности, и никогда не задумаетесь о Дхарме. Вы станете заниматься просто собиранием материальных благ, как это делают крысы, накапливающие кучи зерна, и, в конце концов, умирают в своей норе рядом с грудой зерна. Поэтому, временные страдания как раз помогают вам развить отречение. С другой стороны, временное страдание также помогает в развитии сострадания. Если вы сами имеете опыт страдания, то вам будет гораздо проще понять страдания других людей. Вы подумаете: «Они страдают, как и я, и им так же, как и мне, не хочется страдать, так пусть же они будут свободны от своих страданий!».

Третье положительное свойство страдания заключается в том, что одно пережитое страдание освобождает вас от какой-то одной негативной кармы. Четвертое положительное качество страдания - это то, что благодаря страданиям вы почувствуете страх перед негативной кармой, которая является причиной этого страдания. Поэтому мастера традиции Кадампа и говорили, что надо радоваться временному страданию. Но изречение «радуйся временному страданию» вовсе не означает, что вы должны искать специально страданий для себя или специально их создавать. Вовсе не это здесь имеется в виду, а только то, что вы должны принимать страдания, когда они у вас возникают. Отнюдь не следует создавать страдания искусственно.

То, чем занимаются некоторые индуисты, которые ходят по битому стеклу или какими-то иными способами занимаются самоистязанием и умерщвлением плоти, буддисты считают бессмысленным экстремизмом, потому что такие практики не приведут к освобождению. Буддизм утверждает, что переживание страдания само по себе не приводит к состоянию освобождения. Если бы Освобождение было достижимо подобными методами, то все живые существа уже достигли бы Освобождения, потому что каждое живое существо уже испытало океан всевозможных страданий. Одного только опыта страдания недостаточно. Но страдание можно использовать для порождения любви, сострадания и отречения. А когда у вас проявляется негативная карма и возникает страдание, то в этот момент вы должны принять это страдание с осознанием, что это результат собственной негативной кармы, которая созрела, с этим смириться.

Но это не означает, что у вас нет никаких способов уменьшить страдание. Когда у вас что-то болит, то отказываться от применения лекарств, говоря: «О, это моя карма!», было бы ошибкой. Если вы не пытаетесь защитить себя от страданий никакими методами, то, значит, вы тоже неправильно понимаете карму. Вы должны внутренне принимать эти страдания, но в то же время - помнить о том, что карма возникает из причин и условий, следовательно, если создать соответствующие причины и условия, противодействующие страданию, являющиеся как бы противоядием от него, то это страдание может уйти, вы можете от него освободиться. А про себя надо думать так: «Если страдание мое пройдет, то это будет очень хорошо, но если не пройдет, то ничего страшного. Я, по крайней мере, попытаюсь ему противостоять».

Понятно? Как говорил Шантидева, если вы можете что-то изменить в своей ситуации, то нет причины для переживаний, надо просто действовать. А если проблема неразрешима, то переживать тоже бессмысленно. В этом случае, когда все усилия бесполезны, надо принять свое страдание. Вообще говоря, есть два вида проблем: одни - разрешимые, другие - неразрешимые. Но как вы можете понять - разрешимы ваши проблемы или неразрешимы? Только попытавшись её решить. Если вы попытаетесь ее решить и сможете найти пути ее решения или уменьшить её масштаб, значит, она разрешима. А если, несмотря на все ваши попытки и старания, у вас ничего не получается, значит, проблема неразрешима. В этом случае драматизировать ситуацию нет необходимости. Это очень полезный совет, он может пригодиться в вашей повседневной жизни.

Если вы живете с таким мировоззрением, то это тоже - практика Дхармы, ибо такой подход к жизни будет делать ваш ум все спокойнее и спокойнее. Следовательно, судить о том, насколько удачно продвигается ваша практика, вы можете только по её результатам. Встречаясь, к примеру, с неблагоприятными обстоятельствами в жизни, вы должны проверить свою реакцию на них и посмотреть, насколько глубока ваша практика в действительности. Если вы будете просто кричать как обычный человек, то, значит, вся ваша практика была поверхностной. В действительности именно такие, неблагоприятные, ситуации предоставляют вам возможность проявить свою силу. Если вы можете проявить спокойствие и выдержку, встречаясь с несчастьями и неприятностями, значит, ваша практика приносит свои плоды. Учитесь смотреть в лицо реальности. Без того, чтобы видеть трудности жизни, понимать проблемы и страдания, невозможно достигнуть хорошего. Не закрывайте глаза на боль и страдания. Идите навстречу им.

Теперь - седьмая и восьмая мирские дхармы . Это мирские дхармы, заставляющие нас радоваться славе и хорошей репутации и расстраиваться из-за плохого мнения других о нас или из-за безвестности и отсутствия хорошей репутации. На самом деле то, что у вас нет высокой репутации, большой известности, это гораздо лучше для вашей практики. Потому что репутация, известность заставляют вас терять время. Когда вы привязываетесь к репутации, известности, это похоже на наркотик. Поэтому когда вы не слышите о себе в газетах, по телевизору, вы начинаете испытывать огорчение. Черномырдина можете спросить. Когда он был премьер-министром, он выглядел очень счастливым: были известность, репутация, слава. Посмотрите, какое лицо у него было, когда он был премьер-министром, и какое лицо у него сейчас - есть большая разница. Или возьмите Степашина. Когда он был премьер-министром, каким он был? Очень самоуверенным. С очаровательной улыбкой. Теперь все по-другому. С Путиным тоже так же произойдет. Сейчас он выглядит очень уверенным в себе. Потом все это уходит. Поэтому буддизм говорит, что конец высокого положения - это падение вниз. И мудрый человек не будет забираться на эту вершину: чем выше заберешься, тем больнее падать. Раньше, когда люди были мудрее, они не стремились стать кем-то. Они говорили: «Я не хочу этот пост занимать». В наши дни очень много людей говорят: «Я хочу стать тем-то, я хочу стать начальником». Лучшее местонахождение - это стоять на земле. Сидя на земле, дальше земли нельзя упасть. А на высоком месте чуть-чуть двинешься, и ты падаешь. И даже забравшись на эту высоту, человек не испытывает радости. Все время он в страхе: «Кто же меня столкнет?» И постоянно испытывает подозрения по отношению к своему окружению. Кто-то что-то сказал, и он думает: «Он, наверное, хочет занять мое место». И поэтому, находясь, там, на высоком месте, человек начинает прилагать очень много усилий, чтобы остаться на этом месте. Сначала надо забраться на это место. Очень много грязных дел совершается, чтобы забраться на высокое место, а затем, забравшись вверх, люди начинают делать еще больше грязных дел, чтобы остаться на этом месте, чтобы не свалиться с этого места. Хотя рано или поздно они вынуждены упасть оттуда. Есть стопроцентная уверенность, что рано или поздно это произойдет. Или наступит смерть. Поэтому мастера школы Кадампа говорят: «Не радуйся высокому положению, радуйся отсутствию известности». Чем выше репутация, тем больше три типа омраченностей: неведение, привязанность и гнев. Если у вас нет известности, репутации, вам легко находиться в изолированном месте и заниматься медитацией. Те, кто находится под властью этих мирских дхарм, страдают из-за того, что их никто не знает, что они не купаются в лучах славы. Если вас никто не знает - это хорошо: вы можете жить спокойно. Иногда люди жалуются на отсутствие к ним внимания, интереса со стороны других. Зачем вам много внимания? Это все - мирские концепции. Посудите сами. Допустим, вы страдали из-за того, что вам нечего было поесть. А когда ваш желудок набит, вы остро ощущаете, что ваша одежда не защищает вас от холода, вы страдаете от холода, и вам нужна уже теплая одежда. Когда вы утеплили тело, а желудок полон, у вас возникает вот этот вид страдания: «Почему меня никто не знает? почему у меня нет славы?» Вы смотрите телевизор, видите всяких знаменитостей и титулованных особ, сидите: «Вот бы мне оказаться на их месте - я был бы очень счастлив».

Так проявляется неведение: вы не понимаете, что этот человек, на месте которого вы мечтаете оказаться, тоже испытывает очень много разнообразных страданий. Если у тебя есть слава и хорошая репутация, то в тебе возрастут все омрачения. Чем больше у вас славы - тем больше ваша зависть к другим. Как говорили последователи Кадампы, степень вашей известности соответствует степени вашей зависти и других омрачений. Если же ты не имеешь славы, известности, хорошей репутации, то можешь спокойно жить в уединении и заниматься чистой практикой. Лучшее место для занятий практикой Дхармы - это уединенное место.

Итак, вот эти восемь мирских дхарм - это то, с чем вы в первую очередь должны бороться постараться свести их к минимуму. Я говорю вам: это совершенно точно - на сто процентов точно - то, что именно эти восемь мирских дхарм и являются главной причиной ваших страданий. Хотя, конечно, у вас есть страдания, которые происходят в результате созревания вашей кармы. Например, происходят стихийные бедствия, во время которых вы можете погибнуть, или же вы можете получить увечье во время аварии и т.д. Всё это - результат определенной созревшей кармы. Но хотя эти виды страдания появляются следствием негативной кармы, в значительной степени им способствуют именно эти восемь мирских дхарм. Именно из-за них вы постоянно ощущаете какое-то беспокойство, тревогу, депрессию, не можете отдохнуть, не чувствуете в себе состояния покоя. Если вы сведете к минимуму восемь мирских дхарм, то для вас будет просто не реально попасть в состояние депрессии. Даже если в аварии вы потеряете ногу, вы будете продолжать улыбаться и скажете: «Мне очень повезло, что я не погиб, а всего лишь потерял одну ногу». Такое мышление очень полезно. Такова польза от буддийской философии в жизни. Но все это - лишь временные противоядия. Каково же то абсолютное противоядие, то настоящее противоядие, о котором говорил Лама Цонкапа?

Если бы Чже Цонкапа не появился в Тибете, то мы не имели бы столь подробных инструкций о том, как избавиться от восьми мирских дхарм. Секрет механизма радикального устранения восьми мирских дхарм принадлежит именно Чже Цонкапе. Он очень подробно объяснил путь, начиная с тех первоначальных, дебютных, практик, которые обеспечивают чистоту духовной практики. Поэтому, хотя мой папа был практиком традиции Кагьюпа, мама - последовательницей традиции Ньингмапа, я сам, когда увидел, насколько драгоценным является учение Чже Цонкапы, детально объясняющее полный механизм буддийской практики со всеми её секретами и тонкостями, отказался стать приверженцем школ, к которым принадлежат мои родители. Я безмерно уважаю Чже Цонкапу: его наставления не только теоретически безупречны, но и практически эффективны. Несмотря на то, что я довольно ленив, я имею небольшой опыт медитации по его системе и могу сказать, что он говорил абсолютную правду: «Если вы будете правильно, поэтапно, заниматься практикой, результат придет обязательно».

Если вы учтете советы Чже Цонкапы и избавитесь от восьми мирских дхарм, то сможете стать настоящим духовным практиком, йогином. Быть йогином - чадрел (тиб.: bya ‘ bral ) - и означает не иметь привязанности, или «отринуть деятельность». Йогин первого уровня в тибетской традиции - это духовный практик, «отринувший дела этой жизни», на втором уровне - «отринувший деятельность в сансаре», на третьем уровне - «отринувший деятельность ради себя», или Бодхисаттва. Уже йогины второго уровня превосходят по духовной цели и результатам индуистских йогинов. Для начала тот, кто хочет быть йогином и Бодхисаттвой, уменьшает привязанность к этой жизни, то есть влияние восьми мирских дхарм. В современном мире очень мало людей, которые не то что полностью отказываются от привязанности к этой жизни, но хотя бы наполовину работают ради этой жизни и наполовину - ради будущей жизни, то есть относятся к квази-начальному Те, кто работает частично ради этой жизни и частично - ради будущей жизни, не являются, собственно говоря, практиками первоначального уровня, их лишь условно можно отнести к самому начальному уровню буддийской практики.

Восемь мирских забот – это восемь преходящих явлений (‘jig-rten-pa"i chos-brgyad , восемь мирских дхарм) представлены ниже в виде четырех пар:

  • похвала и критика,
  • хорошие и плохие новости,
  • обретения и потери,
  • успех и неудача.

Беспокойство, огорчение или неудобство из-за восьми преходящих явлений означает, что мы излишне взволнованы, когда переживаем первые явления из этих четырех пар, и чрезмерно подавлены – когда переживаем вторые. Мы можем это понять, обратившись к четырем благородным истинам.

Первая благородная истина Arrow down Arrow up

  • Проблема страдания: нас критикуют, мы узнаем плохие новости, несем потери или переживаем неудачу. Другой аспект – чувствуем ли мы несчастье из-за этих четырех явлений или из-за первых явлений в каждой паре (похвалы и прочего), зависит от нашей самооценки, которая может быть заниженной или завышенной.
  • Мимолетное счастье: нас хвалят, мы узнаем хорошие новости, обретаем что-либо или добиваемся успеха. Другой аспект – чувствуем ли мы счастье от этих явлений или от их противоположностей, также зависит от того, низкая у нас самооценка или высокая. Однако такое счастье непродолжительно, оно не удовлетворяет нас и не решает всех наших проблем.
  • Подневольный круговорот совокупностей познания – восемь преходящих явлений – происходит вновь и вновь. Неизвестно, какое из них будет следующим, и не в нашей власти управлять ими. Мы постоянно переживаем «взлеты и падения».

Вторая благородная истина Arrow down Arrow up

Причина проблем – карма и беспокоящие эмоции. Карма – это побуждения действовать определенным образом, основанные на склонности к повторению прошлых кармических поступков. Когда наше переживание сопровождается цеплянием за «прочное» (истинное) существование: «мне» хочется сделать это, тогда, если мы поступаем под влиянием такого побуждения, действие функционирует как отрицательная (sdig-pa , грех) или положительная кармическая сила (bsod-nams , заслуга). Из-за этого в нашем потоке ума остаются кармические последствия: системы (tshogs , накопления) кармических сил, кармическое наследие (sa-bon , семена, склонности) и устойчивые кармические привычки (bag-chags ).

Приведенные в действие цеплянием за прочное существование и жаждой:

  • Кармическое наследие созревает в переживание, сходное с совершенным нами в прошлом, – нас хвалят или критикуют и так далее.
  • Система кармических сил созревает в переживание происходящего, cопровождающееся чувством счастья или несчастья.
  • Устойчивые кармические привычки созревают в цепляние за происходящее как за прочное переживание. Мы разделяем это переживание на три составляющие и превращаем каждую из них в нечто грандиозное: прочное «я», прочное «ты», прочное «переживание». Затем возникают тревожащие эмоции – привязанность или отвращение, жажда не расставаться с тем, что у нас есть, и обладать большим или жажда отдалиться. Это приводит к созреванию дополнительных кармических последствий.

Принцип действия кармы Arrow down Arrow up

Кармическое наследие созревает в переживание, сходное с тем, что мы совершили в прошлом.

  • Если мы хвалим или критикуем других и при этом цепляемся за прочное существование, нас тоже хвалят и критикуют или осуждают. Иногда, конечно, нам нужно хвалить или критиковать других – суть в том, чтобы делать это без цепляния за прочное существование (без озабоченности собой).
  • Когда мы сообщаем другим хорошие или плохие новости, кричим на других или говорим с ними любезно, шумим и беспокоим других или, напротив, воздерживаемся от нарушения покоя окружающих, и при этом цепляемся за прочное существование – мы сами переживаем подобное по отношению к себе.
  • Когда мы воздерживаемся от присвоения того, что нам не принадлежит, или проявляем щедрость и цепляемся при этом за прочное существование, или когда мы присваиваем чужое, цепляясь за прочное существование, – мы переживаем обретения и потери.
  • Когда наши поступки в целом созидательны или разрушительны и мы цепляемся за прочное существование, наши дела идут хорошо или не очень, мы переживаем успех или неудачу.

Системы положительных или отрицательных кармических сил, которые образуются вследствие созидательных или разрушительных действий, совершенных с цеплянием за прочное существование, созревают в виде переживания счастья или несчастья из-за этих восьми преходящих явлений. Когда нас хвалят, мы можем испытывать как счастье, так и несчастье (например, чувствовать неловкость, думая: «Я не заслуживаю этого»). То же самое относится к критике и осуждению.

Из-за устойчивых кармических привычек мы переживаем все эти кармические созревания, веря в существование прочного «я»: «я» такой великий или «я» не достоин этого, – в прочное «ты»: «ты» так прекрасен или «ты» так ужасен, – в прочное «переживание»: эта похвала так замечательна или эта критика так ужасна, это действительно принесет вред «мне» и «моей» репутации и так далее.

Затем, на основе такого цепляния за прочное существование, мы испытываем беспокоящие эмоции – привязанность и чрезмерный восторг или гнев и подавленность.

Это ведет к созреванию новых кармических последствий, и, соответственно, к продолжению сансары с ее взлетами и падениями.

Третья благородная истина Arrow down Arrow up

Истинное прекращение. Истинное прекращение в действительности означает достижение полного освобождения от сансары: мы не испытываем более взлетов и падений испорченного счастья и несчастья. Вместо этого мы ощущаем неизменное блаженство просветления. Более того, мы перестаем испытывать взлеты и падения от переживаний, сходных с нашими прошлыми поступками.

Тем не менее, даже до того, как мы достигли истинного прекращения, пока мы все еще встречаемся с похвалой, осуждением и так далее, и наши дела идут хорошо или не очень, и мы по-прежнему естественным образом чувствуем из-за этого радость или печаль, – по крайней мере, мы можем достичь временного прекращения, с одной стороны, привязанности или излишней радости, с другой – полной подавленности, обездоленности, жалости к себе или гнева. Таким образом, мы можем достичь некоторого уровня равного отношения (btang-snyoms ) и некоторого уровня умственной и эмоциональной устойчивости (bsam-gtan , санскр. дхьяна ).

Равное отношение во время этих переживаний и в отношении этих переживаний не означает полного отсутствия чувств – счастья, когда нам повышают жалование, или печали, когда умирает любимый человек. Речь не идет о подавлении чувств, хотя чувства становятся весьма тонкими. Подавление и отсутствие чувств – не здоровое состояние. Здесь же имеется в виду состояние, когда чувства не вызывают у нас беспокойства или огорчения, мы не испытываем привязанности или отвращения, чрезмерного восторга, подавленности или гнева, – то есть переживания или сопровождающие их чувства не вызывают у нас никакого неудобства.

Благодаря этому мы реагируем адекватно. Например, мы можем спокойно оценить похвалу или критику, чтобы понять, справедлива ли она и можем ли мы извлечь из этого полезный урок.

Четвертая благородная истина Arrow down Arrow up

Истинный путь, то есть состояние ума, ведущее к полному прекращению, – это понимание пустотности, благодаря которому мы прекращаем разделять переживаемое на три аспекта и преувеличивать их. Однако существует много временных путей, ведущих ко временному прекращению, – многие из них описаны в труде Шантидевы «Вступая на путь поведения бодхисаттвы» (sPyod-"jug , санскр. Бодхичарьяаватара , «Вступая на путь бодхисаттвы»).

Как достичь временного прекращения: обзор Arrow down Arrow up

Рассмотрим переживания в более широкой перспективе.

  • Слыша похвалу или критику, мы можем вспоминать, что у нас есть как достоинства, так и недостатки. Почему одно важнее другого? Почему мы отождествляем себя с тем, а не с этим? Почувствуйте отвращение и отречение.
  • Делайте то же самое с хорошими и плохими новостями, обретениями и потерями, удачами и неудачами.

Рассмотрим переживания в перспективе всей жизни, а не с ограниченной точки зрения настоящего мгновения.

  • Когда вас хвалят, вспомните, что всегда есть те, кто вас критикует.
  • Вспомните, как вас хвалили в прошлом, а затем – когда вас ругали. Подумайте: «В будущем другие будут снова критиковать меня». Сосредоточьтесь на постижении того, что это переживание не особенное.
  • Поступайте так же, когда вас критикуют.
  • Зародите в себе отречение – отвращение к этим эмоциональным взлетам и падениям, а также искреннее желание освободиться от них.
  • Примените предыдущие шаги к хорошим или плохим известиями (в том числе, когда другие люди общаются или не общаются с вами, поступают хорошо или плохо и так далее), обретениям и потерям, успеху и неудачам.

Является ли текущее переживание более достоверным? Arrow down Arrow up

  • Когда нас критикуют или осуждают, мы можем исследовать, что именно придает словам этого человека большую достоверность, нежели словам похвалы, которые произносят в наш адрес другие. Что делает их более реальными и важными? Почему этот человек прав, а другие – нет?
  • Даже в отношении одной и той же личности: почему нам кажется, что слова этого человека отражают его истинные чувства к нам? Что делает эти слова порицания более важными, истинными и реальными, нежели слова похвалы, которые этот человек высказал нам в прошлом? Или отчего эти слова менее важны, правдивы и реальны для нас, нежели похвала этого человека в прошлом – настолько, что мы пренебрегаем ими? Сосредоточьтесь на отвращении и отречении.
  • То же самое примените к похвале, плохим и хорошим новостям, потерям и обретениям, провалам и успехам.

Чего я ожидаю от сансары? Arrow down Arrow up

  • Даже Будда не мог угодить всем, и не каждый восхвалял и любил Будду. Чего же я тогда ожидаю для себя?
  • Чего я жду от сансары? До тех пор пока я не очищу всю свою карму, я буду получать хорошие и плохие известия, обретать и терять, обстоятельства будут складываться то благоприятно, то неблагоприятно. Если эти переживания огорчают вас, преобразуйте свои чувства в отвращение и отречение.

Воздушный шар иллюзий лопается Arrow down Arrow up

  • Похвала, порицание, хорошие и плохие известия, обретения, потери, успех и неудачи – это всего лишь колебания воздуха. Это только видимости. Каким образом могут они превратить «меня» в по-настоящему прекрасного или ужасного человека?
  • Более того, как могут они превратить якобы реальное «я» в истинно прекрасного или истинно ужасного человека? Например, мы можем думать: «Я заслуживаю это». Тем не менее, относительное «я» – это всего лишь то, чем можно обозначить непрерывный поток постоянно изменяющихся совокупных факторов познания. Это утверждение истинно и для относительного «тебя».
  • Если мы получаем от другого человека подарок, как это может угрожать независимости такого «я»? Каким образом неудачи или потери могут доказать, что существует якобы прочное «я», которое виновно и заслуживает боль или наказание?
  • Обдумайте, как из-за подобных ложных мыслей и представлений мы можем бессознательно блокировать собственные чувства радостного удовольствия и счастья, когда мы достигаем успеха или когда нас любят? Вообразите, что благодаря этим прозрениям воздушный шар подобных иллюзий лопается и вы наслаждаетесь счастьем.

Видео: Геше Таши Церинг - «Преодоление страха поражения»
Чтобы включить субтитры, кликните на иконке «Субтитры» в правом нижнем углу окна с видео. Сменить язык субтитров можно, кликнув по иконке «Настройки».

Вопросы учеников Его Святейшества Гьялвы Кармапы Оргьена Тринлея Дордже в рамках учений по тексту Нагарджуны «Письмо к другу» (21-23 декабря 2009, монастырь Тергар, Бодхгая, Индия)

– Когда мы находимся в разлуке со своим коренным гуру и думаем о нем – о его величии и сострадании – то не в силах сдержать слезы; они ручьем льются из наших глаз. Что это? Признак умопомешательства? Еще одно проявление негативных эмоций?

Вряд ли это умопомешательство, потому что когда люди сходят с ума, то теряют осознанность и не понимают, что происходит. Таково определение умопомешательства.

Является ли это проявлением негативных эмоций? Вы размышляете о достоинствах своего коренного учителя, сосредоточиваетесь на его сострадании, мудрости, позитивных действиях, способностях, и вас переполняет чувство преданности, а на глаза набегают слезы – такую преданность мы относим к числу очень и очень позитивных качеств. [В духовной практике] мы стараемся добиться такого переживания. Я лично стараюсь его обрести. Так что, если у вас оно в избытке, быть может, поделитесь со мной?

– Что такое восемь мирских дхарм, или забот?

Восемь мирских дхарм (обретение и утрата, похвала и хула, удовольствие и боль, слава и бесславие) можно разделить на три типа: белые, черные и смешанные. Черные дхармы вызваны заботой исключительно о благополучии в этой жизни и стремлением принести пользу себе одному. Мы не думаем о других, и наша забота о себе носит чрезмерный характер.

Белые дхармы подразумевают заботу о других. Смешанные дхармы есть у каждого из нас, немного черного, немного белого.

Истинная Дхарма – это то, что совершается не только ради достижения целей этой жизни, но всех сменяющих друг друга жизней и ради других существ. Если же вы практикуете только ради этой жизни, только ради настоящего момента, только ради себя, тогда все превращается в «мирские дхармы». Когда мы используем термин «мирские дхармы» в негативном контексте, то ведем речь именно о черных мирских дхармах. Смешанные не так уж плохи.

– Когда во мне проявляются негативная эмоция (например, привязанность), и я пытаюсь сосредоточить на ней свое внимание, то эта негативная эмоция становится еще сильнее. Что делать?

Можно по-разному работать с негативными эмоциями. Например, вы испытываете гнев в отношении какого-то конкретного человека, который вам не по душе, или же в связи с каким-то происшествием или событием. Если ваш ум чрезмерно сосредоточен на этом, то переживаемая эмоция становится сильнее. Иногда полезно просто переместить фокус с этого человека или события на что-то другое. Порой это помогает.

– Допустимо ли зарабатывать на жизнь продажей предметов, имеющих отношение к Дхарме, если мы движимы намерением принести пользу другим? Людям на Западе нужны магазины, где они могли бы приобрести объекты, связанные с Дхармой.

Если вы продаете их не только для извлечения прибыли, тогда, возможно, это допустимо. Но встает ряд вопросов, на которые нужно получить ответы. Как вы их продаете? Кому вы их продаете? Продавать можно по-разному. Быть может, лучше продавать их тем людям, которые выражают искреннее почтение к ним или по-настоящему в них нуждаются.

– Монахи и ламы в Тибете едят мясо, в особенности в дни Тибетского Нового года (Лосара). Принимая это мясо от родственников и друзей, они тем самым полагаются на тех, кто зарабатывает на жизнь убийством животных. Так эти полностью посвященные монахи и ламы становятся причастными к этим неблагим деяниям, так ведь?

Да, эта проблема существует. Одна из точек зрения на эту проблему заключается в том, что Тибет в прежние времена в силу его географического положения отличался весьма ограниченным разнообразием продуктов питания. Не хватало овощей и зелени, и люди в основном полагались на пищу животного происхождения. И в этих условиях у тибетцев, в том числе у Сангхи – монахов и монахинь, не было особого выбора, и, возможно, поэтому они стали употреблять в пищу мясо. Но сейчас ситуация несколько изменилась. Даже в Тибете появились овощи и другие продукты питания. Что-то завозят из Китая, какие-то овощи выращивают на месте благодаря появлению новых технологий. В силу этих изменений во многих монастырях сократилось потребление мяса. То есть можно говорить о позитивных изменениях, и есть надежда, что они продолжатся, и вскоре для высказанных вами сомнений не останется почвы. Пока же эта проблема остается.

– Простите, хотя мне это не по душе, но когда комаров слишком много, я ничего не могу с собой поделать и их убиваю. Как перестать убивать насекомых?

Я тоже сталкиваюсь с этой трудностью. Наверное, этого можно избежать, если поселиться в соответствующих условиях, правильно выбрать комнату, оборудовать ее и так далее. Но главное, все же, понять, что, хотя комар – маленькое насекомое, он тоже обладает жизнью. В этом смысле он мало чем отличается от нас. Пусть даже у него несколько другие ощущения – все равно, говорим мы о большом животном (например, слоне) или о маленьком (комаре), все они обладают жизнью. И отбирать эту жизнь по причине причиняемого ими маленького дискомфорта, наверно, не самое мудрое решение. Стоит подумать на эту тему.

Мы, люди, куда искуснее комаров, ведь у нас столько возможностей. Уж наверное, мы в силах найти способ избавиться от укусов, не убивая комаров. Мы очень изобретательны и должны придумать более конструктивное решение этой проблемы.

– Мы хотим попросить Ваше Святейшество стать нашим коренным гуру. Есть ли какие-то предварительные требования, нужна ли какая-то особая церемония?

Думаю, я должен дать вам соответствующие разъяснения, потому что мне самому приходилось размышлять на эту тему, и эти мысли доставляют мне беспокойство. Поэтому я воспользуюсь этой возможностью, чтобы все прояснить.

В целом, термин «коренной гуру» (или цаве лама) используется в контексте Ваджраяны. С точки зрения Ваджраяны, коренным ламой мы называем наставника, от которого мы получаем посвящения, устные передачи и глубинные инструкции. Если присутствуют эти три составляющие, то мы можем говорить, что он – «цаве лама», или «коренной гуру».

В Сутраяне мы не найдем термина, который бы обозначал коренного гуру, однако там используется термин «кальянамитра», или духовный друг. Конечно, и в сутраянском контексте мы можем говорить о «коренном» духовном друге, который указывает нам правильный путь; объясняет, что следует развивать, а чего – сторониться.

Это самые общие объяснения того, что такое – коренной гуру. Что же касается меня лично, то на настоящий момент у меня нет всех необходимых качеств для того, чтобы быть чьим бы то ни было коренным гуру. Я стараюсь их в себе развить – разумеется, всякий, кто устремляется к Просветлению, будет двигаться в этом направлении. Я стараюсь обрести те качества, которые должны быть у истинного и квалифицированного учителя, но, на мой взгляд, пока я ими не обладаю. Но поскольку множество людей возлагают на меня свои надежды и питают ко мне доверие, то, не желая расстраивать и разочаровывать их и, напротив, желая их вдохновить, я соглашаюсь быть их коренным учителем.

И здесь, хотя я как индивидуум, как Оргьен Тринлей не обладаю нужным для коренного гуру набором качеств, но в силу моей связи с линией преемственности, моей связи с именем «Кармапа», я полагаю, что если с обеих сторон мы будем прилагать усилия, то, возможно, это приведет к хорошим результатам.

Поэтому, когда я соглашаюсь стать чьим-либо коренным учителем, когда беру кого-то в ученики, то это не означает, что я считаю себя полностью состоявшимся квалифицированным гуру. В этот момент я думаю обо всех духовных учителях и их наставлениях и стараюсь черпать в них вдохновение…

Поэтому самое главное здесь – не я как отдельно взятый учитель, самое главное – это линия преемственности. [Постижение] учений лини преемственности – вот, на что следует направить свои усилия. У тибетцев есть одно высказывание: даже если у человека сотни неблагих качеств, но при этом он способен дать одно единственное благое наставление, то имеет смысл ему последовать. То, что у давшего его человека есть изъяны, не делает это наставление дурным.

Итак, не потому что я – великий учитель, но потому что у нас есть великое, истинное учение, я хочу попросить вас – пусть наставления, учения будут вашим главным гуру. Если вы будете поступать так, то, на мой взгляд, не возникнет трудностей.


– Должен ли у нас быть только один коренной учитель, или их может быть много?

В прошлом у кого-то из учеников был только один коренной гуру, у кого-то – их было много. То есть, по-видимому, оба варианта возможны. Однако, когда вы говорите «цаве лама», то «цава» означает «корень». Обычно у растения – один корень, а у него много ответвлений. Корень должен быть прочным; стабильность – это главное.

– Как зародить Бодхичитту, это исполненное мужества состояние ума, которое уже не придет в упадок?

Есть одно высказывание. Если обретена искусность, то за нею естественным образом приходит усердие. Что это означает? Если у вас есть искусные средства, с помощью которых вы работаете над собой, зарождаете в себе интерес, вдохновение, то тогда вы научаетесь черпать энтузиазм и радость в том, что вы делаете, и это влечет за собой усердие. Усердие является следствием применения искусных средств. Таким образом, нам нужно применять искусные средства в работе над собой; нужно понять, какие искусные средства нам подойдут, какие – принесут нам пользу.

Во-вторых, нам необходимо мужество, которое рождается из понимания важности и неотложности осуществления трудов на благо других существ. Посмотрите на себя: вы – всего лишь одно единственное существо, других же – великое множество. Поэтому интересы большинства во многом гораздо важнее, нежели интересы одного единственного человека. Если думать так, то можно преисполниться мужества, необходимого нам в трудах на благо живых существ.

В-третьих, нам необходима твердая решимость, чтобы не смогли повернуть обратно. Откуда берется решимость трудиться на благо всех живых существ? Когда мы понимаем пользу таких трудов, то естественным образом посвящаем свое тело, речь и ум этой цели. Мы не кидаемся из стороны в сторону: то работаем на благо существ, то не работаем, то задаемся вопросами, то испытываем сомнения. Нет! Наши тело, речь и ум целиком сфокусированы на Бодхичитте. Это придает ей стабильность.

– Не следует ли [какому-нибудь] Ринпоче зародить желание в следующей жизни переродиться женщиной, как это сделала Тара, чтобы показать ученикам, что обладание телом мужчины не является обязательным условием для достижения Просветления?

Может быть, хорошо было бы найти Ринпоче, который бы возносил такие молитвы. Помолитесь о том, чтобы он появился.

Будда способен проявиться в любой форме – это может быть и женская форма, тут нет никаких противоречий. Прежде уже появлялись просветленные женщины – Тара и другие, они могут появиться и в дальнейшем. Однако здесь не должно быть места чувству конкуренции с мужчинам: наперекор всему я должна прийти к Просветлению в женском теле! Если в своем движении к Просветлению вы руководствуетесь исключительно чувством конкуренции или мотивами политического характера, то неизвестно, придете ли вы к Просветлению. Но если вы движимы состраданием, по-настоящему хотите принести пользу женщинам и думаете, что для этой цели будет лучше, если вы достигнете Просветления в теле женщины, то тогда это имеет смысл.

Совсем необязательно, чтобы такие пожелания делали Ринпоче. Каждый из вас может сделать такое пожелание. Если вы будете упорно работать и достигнете Просветления, то результат будет тем же. Для этого не нужно быть каким-то особенным человеком, Ринпоче.

Здесь очень много полностью посвященных монахинь (бхикшуни) из разных стран, но ни одной из тибетской традиции. Когда Ваше Святейшество начнет давать полные обеты женщинам в тибетской традиции. Кто как не Ваше Святейшество должен начать давать обеты бхикшуни (тиб. гелонгма)?

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ… [Вздыхает.]


Несколько дней назад мы бурно обсуждали вопрос дарования полных обетов женщинам в рамках проводимой нами небольшой конференции по Винае. В Тибете [в монашеском посвящении] придерживаются традиции Муласарвастивада, и мы обсуждали, можно ли даровать обеты женщинам в соответствии с традицией Муласарвастивада.

В истории Тибета были случаи, когда учителя прошлого даровали обеты бхикшуни женщинам в соответствии с традицией Муласарвастивада в присутствии только Сангхи бхикшу (монахов). Такие случаи были.

Мы также обсуждали, можно ли объединить Сангху бхикшу (монахов), получивших обеты в традиции Муласарвастивада, с Сангхой бхикшуни (монахинь), получивших обеты в традиции Дармагупта, которая распространена в Китае, и совместно дать полные обеты женщинам.

Обсуждения были очень плодотворными и позитивными. Я не могу точно сказать вам, когда наступит подходящее время для дарования полных обетов женщинам. Но я искренне надеюсь, что это произойдет, поскольку это имеет большое значение для будущего Тибета. Ведь бхикшу и бхикшуни – это основа Винаи, основа буддизма. И я, руководствуясь благой мотивацией, прилагаю всесторонние усилия. Однако это очень серьезный вопрос, и тут лучше не спешить. Поэтому я прошу всех вас оставить сомнения. Не волнуйтесь, это произойдет. Я это сделаю, но сохраняйте терпение.

Ваше Святейшество, каким должен быть правильный образ жизни монахини, которая продолжает работать в больнице, вдали от Сангхи?

Если рассуждать исключительно в контексте Винаи, то здесь есть много моментов, которые необходимо принять во внимание. Но если вы – гецул или гецулма, то самым важным для вас является соблюдение четырех коренных обетов. Помимо этого, вам нужно следить за тем, чтобы не вызвать неудовольствия мирян, общества. Если вы будете совершать поступки, которые люди, общество считают дурными, то это плохо.

Как медитировать о бессамостности и как с помощью этой медитации помогать другим существам?

Я буду говорить о бессамостности исходя из собственного опыта, а не буддийской литературы. Самость, или «я», о котором здесь идет речь, - это то, что мы считаем абсолютно независимым, не связанным с другими явлениями.

Все остальные – там, а я – здесь, совсем один, не зависящий ни от чего. Но если мы посмотрим глубже, то все обстоит совсем не так. Я завишу от всего: от воздуха, которым дышу; от еды, которую ем; от книг, которые читаю. Я завишу от всех этих факторов. Без них мне не выжить. Когда я глубже анализирую это, то вижу, что не способен существовать отдельно и независимо. Я связан со всем. Я – часть всего, что меня окружает.

Даже если я хочу просто вкусно поесть, то нужны «другие», кто будет готовить эту еду и т.д. Необходимо множество факторов, и все они должны быть благоприятными, и все вовлеченные люди должны быть в хорошем настроении, иначе ничего не получится.

Чем глубже я понимаю взаимозависимость, чем глубже понимаю, как важны для меня другие, тем сильнее такое понимание бессамостности заставляет меня осознавать важность других и испытывать сострадание к другим. И тогда труды во благо других становятся необходимостью.

Когда мы говорим о пустоте, о Махамудре, о Дзогчене, то дело тут не в том, чтобы раскрыть что-то глубинное в себе одном, но в том, чтобы помочь другим. У тех, кто не понимает этой взаимозависимой природы вещей, этого подлинного способа бытия, очень много проблем и страданий. И потому в нас естественным образом рождается сострадание к ним и желание им помочь. Следовательно, постижение бессамостности, пустоты тесно связано с состраданием и стремлением помочь другим. Они должны идти рука об руку. Если этого не происходит, то от такого постижения мало толку.

Итак, мы должны очень ясно понять, что если не будет других, то я немедленно прекращу свое существование. Обычно мы думаем: «Я – здесь, а они – там». Но если не будет их, не будет и меня. Осознав это, мы начинаем глубже понимать важность других существ. И чем больше мы думаем об этом, тем очевиднее это становится.


Перевод с тибетского: Рингу Тулку Ринпоче
Перевод с английского: Юлия Жиронкина